bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Categories:

Сухие в боях против американских “F” и французских миражей. Тактика ВВС этих стран.

Часть 2

Окончание. Начало смотри выше.

Индийско-сингапурские учения "Sindex-Ankush"

Надежды американцев на какие-либо выдающиеся результаты при введении в,бой легких многоцелевых истребителей F-16 также не оправдались. Как выразилась "Красная Звезда", "в индийском поднебесье теперь уже легкие истребители F-16C "поперхнулись" российскими "сушками". Информационное агентство The Times of India сообщило о победах самолетов Су-30МК ВВС Индии над истребителями F-16C ВВС Сингапура на совместных учениях Sindex-Ankush, продолжавшихся две недели над авиабазой Гвалиор в 2005 г. Учебные воздушные бои начинались с одиночных поединков истребителей, после чего в бой вводились по одному самолету с каждой стороны. В итоге в схватках участвовали до 10 самолетов (5:5). Согласно некоторым источникам индийские Су-30МК выиграли 8 из 10 поединков с американскими истребителями F-15, а самолеты Су-30МКИ все 10 поединков с сингапурскими F-16.

По заявлению зарубежных специалистов, тяжелые истребители российского производства показали отличные результаты в учебных боях, в том числе по маневренности, бортовому оборудованию и системам оружия. Если в учениях "Коуп Индия - 2004" в боях против тяжелых истребителей F-1-5C с блеском выступили истребители Су-30МК такого же весового класса, то на этот раз наши тяжелые истребители Су-30МК противостояли легким истребителям F-16C.

Американо-индийские учения "Коуп Индия - 2005"

7 ноября 2005 г. начались совместные учения ВВС Индии и США "Коуп Индия - 2005" в районе индийской авиабазы Калайкунда, которая расположена в 120 км от Калькутты. В учениях с американской стороны приняли участие 12 истребителей F-16 из состава 13-й истребительной эскадрильи 35-го авиакрыла ВВС США из состава ВВС США Тихоокеанского направления, развернутого на авиабазе Мисава в Японии, 250 человек персонала, включающего военнослужащих 35-й эскадрильи связи, 961-й эскадрильи управления воздушными операциями с самолетом ДРЛО Е-3 "Сентри", и 74 человека из 35-й эскадрильи материально-технического обеспечения самолетов.

Индия была представлена на учениях 30 самолетами Су-30МК и "Мираж-2000", а также истребителями МиГ-29. Учения продолжались с 7 по 18 ноября.

В ходе маневров отрабатывались действия авиации в полномасштабном военном конфликте, специальных учебных боев между американскими и индийскими самолетами не организовывали, но поединки происходили во время выполнения общих упражнений. В этих операциях в состав авиагрупп условных противников входили как индийские, так и американские истребители. В тех случаях, когда индийские летчики вступали в поединки с самолетами F-16, то последние, как правило, проигрывали. Эту информацию журналисты из американской газеты Christian Science Monitor получили от свидетелей и непосредственных участников учений, которые публиковали сведения в своих блоках и форумах на индийском военном сайте Bharat-rakshak.Com.

Как отмечает газета, индийцы чаще всего побеждали на российских истребителях Су-30МК, но ряд побед был также одержан и на "Мираже 2000". Во время одного из заданий американский самолет ДРЛО Е-3 AWACS, который сопровождали истребители F-16 и Су-30, атаковала группа истребителей, в состав которой также входили самолеты F-16, Су-30 и "Мираж-2000". О результатах этого упражнения ничего не говорится, но, похоже, они были не совсем удовлетворительные.

Индийские самолеты МиГ-21, МиГ-27, МиГ-29 и "Мираж-2000" участвовали в серии наступательных и оборонительных воздушных боев наряду с истребителем F-16. Многие учебные задания истребителя F-16 заключались в защите наземных целей от атак индийских самолетов и наоборот.

До последнего времени теория воздушного боя на дальних дистанциях отдавала предпочтение тяжелым авиационным комплексам, имеющим сильное вооружение, включая ракеты, пуск которых мог выполняться за пределами визуальной дальности, а на ближних - легким за счет их маневренных возможностей. Но тут "коса нашла на камень" - теория столкнулась с практикой реальных учебных боев. Несмотря на разницу в "весовых категориях" российская техника взяла верх в воздушных боях.

Впрочем, эти результаты не являются чем-то необычным. Самолет F-1 6 до некоторых пор считался американским "аэродинамическим эталоном". Но первые же попытки самолетов F-16 ВВС Норвегии выполнить над Баренцевым морем задание по сопровождению истребителя Су-27 оказались несостоятельными. F-16 не способен держать строй с "двадцать седьмым", летящим на крейсерском режиме. Американскому самолету из-за его худшей (по сравнению с Су-27) аэродинамики не хватает бесфорсажной тяги двигателя, и он резко отстает от нашего истребителя. Включение же форсажа приводит к проскакиванию F-16 вперед, что позволило бы в реальном бою немедленно атаковать его со стороны задней полусферы. В итоге, такие дерганые попытки держать строй заканчивались быстрой выработкой топлива на F-1 6 и срывом задания. Американский "эталон" оказывался в хвосте русского эталона.

Индо-французские учения "Гаруда II"

Индийцы не ограничивают себя только американо-индийскими маневрами. Так в период с 15 июня по 1 июля 2005 г. группа индийских самолетов Су-30 посетила 125-ю авиабазу ВВС Франции "Шарль Монье", которая расположена неподалеку от города Истр, для проведения учений "ГарудаII". Это было первое участие индийских ВВС в учениях в Европе и первое участие в них самолетов Су-30, которых видели лишь на авиационно-космических выставках.

Сопровождаемые двумя транспортными самолетами Ил-76, индийские истребители размещались во Франции в два этапа. Шесть самолетов Су-30 (╧╧ SB010, -13, -14, -16, -16 и -18) из состава 24-й эскадрильи "Охотящийся ястреб" (Hunting Hawk), дислоцированной в Барейли, неподалеку от Дели, перелетели 9 июня в Джамнагар, который расположен на западе Индии. Отсюда они совершили беспосадочный перелет с одной или двумя заправками в воздухе от двух самолетов-заправщиков Ил-78М (4625 км, 6 часов полета), один из которых был из состава 78-й аэ "Бэттл Край", дислоцированной в Агре, на египетскую авиабазу в Джианклисе неподалеку от Александрии. Эта база является основной операционной базой египетских истребителей F-16. Отсюда самолеты совершили без дозаправки полет на 2590 км (4 часа полета) на базу "Шарль Монье".

Всего во Францию было доставлено 120 человек индийского персонала, включая 32 офицера, 10 инженеров, 87 техников, 18 самолетов Су-30, 5 самолетов Ил-78М.

Эскадрилья "Охотящиеся ястребы" стала эксплуатировать первые восемь самолетов в начале 1997 г., которые в Индии называли О/-30МК1, а затем к ним прибавились десять самолетов Су-ЗОК, поставленные в ноябре 1999 г. Тактические номера первых шести самолетов позволяют предположить, что они относятся к последней поставке самолетов. 24-я эскадрилья, выбранная для участия в учениях, имеет наиболее подготовленных в ВВС Индии летчиков для полетов на Су-30. В то время как первые самолеты Су-30 преимущественно являются предназначенными для борьбы в воздухе, самолеты более поздних поставок имеют ограниченные характеристики по применению точного оружия.

С французской стороны в учениях принимали участие шесть истребителей "Мираж-2000С/О" из состава 125-й базы ВВС Франции в Истре, три "Миража" 2000-5, дозвуковой самолет Эмбраэр EMB.321F "Тукано", самолет ДРЛО и управления E-3F "Сентри", "Мираж" 2000N также с базы в Истре, самолет-топливозаправщик С-135FR "Стратотанкер".

После ознакомительных полетов индийских экипажей около альтернативных авиабаз, Су-30 и "Миражи 2000" осуществляли с 17 по 28 июня взаимную "чистку" воздушного пространства в соответствии с разработанным тактическим сценарием. Два-три задания в день выполнялись в двух учебных зонах на средних высотах и простирающихся от Марселя до Корсики.

В ходе учений отрабатывались задачи по обеспечению противовоздушной обороны, дозаправки в воздухе с использованием самолетов-заправщиков обеих сторон, а также ведения воздушных боев. Ближние воздушные бои проводились с самолетами "Ми-раж-2000С" в режимах "один против двух" и "два против двух" в условиях визуальной видимости с имитацией пуска ракет класса "воздух-воздух" малой дальности Р-73 российской разработки и французских "Мажик-2". В боях участвовали и смешанные формирования, например, два "Миража" 2000С и два Су-30 против четырех "Миражей" 2000С и двух Су-30. Некоторые задания включали в себя оборону самолета ДРЛО и управления Е-ЗС.

Первоначально обе стороны действовали вместе за "голубых", занимаясь попеременными дозаправками в воздухе и патрулированием смешанными силами с привлечением истребителей "Мираж 2000С" и "Мираж 2000D" (с РЛС RDI) из эскадрильи 2/5 "Иль де Франс" в Оранже. Более комплексные задачи по боевому воздушному патрулированию решались в ходе учений по боевой подготовке в боях "один-на-дин" и "два-на-два" в пределах визуальной дальности. Французы использовали ракету "Мажик-2", а индийцы - Р-73 (АА-11) в ближних боях ("собачьих схватках"). Включались также бои "голубых" Су-30 и "Миражей" с таким же количеством "красных".

После 24 июня прибыл самолет "Мираж 2000-5 (с РЛС RDY-2) из эскадрильи S "Сигоне" в Дижоне для обеспечения боев за пределами визуальной видимости с использованием ракет "М1СА"*лротив ракет РВВ-АЕ.

В сценариях "без полетных зон" принимал участие "Мираж 2000N" из состава эскадрильи "Лимузин" в Истре для имитации самолета вторжения и турбовинтовой тренировочный самолет ЕМВ-312 "Тукано" для имитации тихоходной цели, которую надо защищать.

За восемь основных "пиковых" дней самолеты выполнили 150 вылетов, 80 - истребители "Мираж 2000" и 74 - Су-30.

Французские летчики получили также практику по заправке топливом от самолета Ил-78, а индийские летчики - от французского C-135FR, используя систему "шланг-конус".

По отзывам французских летчиков, индийские ВВС являются достаточно совершенными ВВС мирового уровня и имеют высоко профессиональных летчиков, которые к тому же могут легко адаптироваться к летным процедурам в системе НАТО.

Несмотря на секретность, окружающую результаты учений, кое-какие высказывания французов просочились в печать. Французские летчики высоко оценили высокую маневренность самолета Су-30, несмотря на его размеры. На французских летчиков самолет Су-30 произвел большое впечатление. Один из летчиков самолета "Мираж-2000" сказал: "В ближнем [воздушном] бою "Мираж" ведет себя более "нервно", чем Су-30. Решение [об атаке] должно быть принято в первую же минуту, ибо Су-30 со своей мощностью и маневренностью завалит вас".

Французские летчики использовали учения для оценки угрозы, которую могут представлять истребители Су-30, ибо самолеты этого класса уже основательно "расползлись" по миру (Индия, Китай, Вьетнам, Индонезия, Малайзия, Эфиопия, Эритрея). А индийская сторона получила хорошую возможность ознакомиться с характеристиками французских истребителей "Мираж 2000-5" в сочетании с их РЛС RDY, которые в ближайшем будущем намериваются приобрести у Катара в количестве 12 машин.

До последнего времени командование индийских ВВС изучало возможность приобретения у Франции легких истребителей "Мираж 2000-5" (до 126 машин), тем более что французское правительство готово было предоставить Индии лицензию на производство этих машин. Однако из-за затягивания сроков объявленного тендера индийской стороной Франция сняла свои предложения с тендера. По крайней мере, так официально было объявлено о причине ухода с тендера. На самом деле вряд ли это обстоятельство в действительности послужило причиной столь "нервного" поведения французов, которые уже не раз сталкиваются с участием в индийских тендерах.

За время пребывания во Франции индийские летчики налетали 200 часов. Полагают, что ВВС Индии еще раз встретятся с самолетами ВВС США, и возможно даже с ВВС Израиля. Обсуждается вопрос о привлечении индийских летчиков к американским учениям "Рэд Флэг", проводящимся в шт. Невада.

Известно, что в решении о приобретении какой-либо страной новой техники, уровень ее тактико-технические характеристик далеко не всегда является определяющим. Здесь участвуют и другие различные параметры возможной сделки: например, цена системы оружия, параметры всей программы и проч. Однако при объявлении тендера было бы весьма эффективно и показательно проверить авиационную технику, участвующую в тендере, в учебных воздушных боях и в действиях по другим целям. Представляемые на тендер технические материалы не могут полностью раскрыть реальную эффективность данной системы оружия.

В СМИ проскользнуло сообщение о том, что на недавний выбор Малайзией российского самолета Су-30МКМ для своих ВВС в значительной степени, якобы, подействовали сравнительные данные Су-30МК и американской авиатехники, полученные в ходе моделирования фирмой "Боинг" в Сент-Луисе, и неведомыми путями приобретенными малазийской технической разведкой.

При всех существующих недостатках, например, таких, как плохое материально-технической обеспечение, наша техника во многом не только не уступает той же американской, и даже превосходит ее. Наши комплексы работают в температурном диапазоне + 60 град, по Цельсию, что в ряде случаев недостижимо для нежной американской техники. Об этом еще говорили израильские специалисты, захватившие в ходе арабо-израильских войн много авиационной техники российского производства. Они говорили, что если около американской техники, в частности истребителей F-15 и F-16, им приходится ходить "шепотом", то по самолетам советского (российского) производства можно смело ходить в тяжелых армейских ботинках с коваными подковками.

Наша авиационная техника в достаточной степени адаптирована к иностранной инфраструктуре авиабаз и технического обеспечения (топливо, масла и проч.). Разве что отсутствует возможность использования аэродромных средств аварийного торможения (аэрофинишеры, аварийные барьеры). Но подобных требований до сих пор применительно к отечественной авиатехнике, например, к Су-27, не возникало, поскольку самолет имеет довольно малую длину пробега при посадке по сравнению с длиной ВПП стандартного аэродрома, к тому же аэродромные аварийные системы торможения, как правило, присущи, в основном, авиабазам стран НАТО. С другой стороны, в случае возникновения подобного требования, не должно возникнуть особых проблем с некоторым усилением конструкции самолета и с установкой на нем аварийного посадочного крюка (гака). Все эти вопросы уже были успешно решены при создании палубного варианта - Су-33 (Су-27К)...

Что до кодовых обозначений НАТО, то принцип их использования крайне прост. Истребителям стран, не входящих в НАТО, присваивается название, начинающееся с буквы "F" от английского слова "Fighter" - "истребитель", независимо от значения этого слова. Официальные названия для своих самолетов американцы подбирают специально, они несут определенную смысловую нагрузку, как в случае с F-15 ("Орел", главный символ герба США) и с F-16 ("Сражающийся сокол"). Название "Flanker", присвоенное самолету Су-27, в прямом переводе означает фланговый или боковой удар. Впрочем, переходя на лексику бокса, это не что иное, как хук - удар сбоку в челюсть. А еще в американском слэнге "Flanker" имеет значение "великан".

Новый американский истребитель F/A-22 "Рэптор" (тоже "хищник", вроде тираннозавра), с Су-27 в "совместном маневрировании" пока не участвовал. Будущее покажет, чего стоит хваленый (как в свое время и "орел") хищник по сравнению с российской авиационной техникой необязательно 5-го поколения.

А пока, как ни называй Су-27 "Хуком" или "Великаном", он запросто бьет как американского "Орла", так и "Сокола" - жидковаты они против "Флангового удара".

Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments