Запад создал и раскрутил для одной цели: доказывать тотальное превосходство просвещённых демократов над туземным быдлом. Чтобы лизали сапог и не рыпались.
Наши всё ещё лижут. Думают, это Путин, скотина, обидел просвещённых мореплавателей. А нам тут отдуваться за тирана.
Но следующее поколение нас, лизунов,не забудет и воздаст всем по заслугам.
Нобелевская по литературе: что нужно знать.
Что из себя представляет самая известная литературная премия в мире?
Была учреждена известным и успешным коммерсантом Альфредом Нобелем в конце 19-го столетия. Согласно завещанию вышеуказанного джентльмена, премия должна была присуждаться за самую выдающуюся литературную работу идеалистического направления. Члены шведской Академии очень быстро осознали: критерий «идеалистичности» настолько размыт, что вручать премию нужно просто за лучшие литературные произведения. В результате: с 1901 года состоялось 116 награждений.
И кто же эти 116 титанов? Кто эти 116 инженеров человеческих душ? Вот, например, первый лауреат: поэт Сюлли-Прюдом. Слышали о таком? Читали? А он, оказывается, создал «самую выдающуюся работу идеалистического направления». Широко известную в узком кругу 5 шведских академиков. Вот Лев Толстой так и не убедил своими опусами, а Мистер Неизвестность убедил. Так и будет греметь в веках. Прямо разошёлся на цитаты и по сию пору влияет на мировую литературу.
Вторым же лауреатом Нобелевки после скандального первого присуждения, обошедшего Толстого, стал... барабанная дробь... Теодор Моммзен! Да-да, тот самый, который написал основательнейший труд по Римской истории. Правда, Моммзен писателем ни разу не был, он был политиком, юристом, нумизматом, историком, ещё бог знает кем, и «литературным идеализмом» не страдал ни капли, но должен же был уважаемый херр профессор получить премию?! Должен! Просто обязан! Какую дать? Так ведь писал же статьи и книги? Писал. Значит, присвоить ему Нобелевку по литературе! Ура? Ура! Да здравствует писатель Моммзен!
Третьим лауреатом стал великий норвежский поэт. 8 букв. Последняя - н. Знаете? Ну конечно же, знаете! Кто ж не знает старика Крупского!
И далее - почти то же самое, за редкими-редкими исключениями. Сплошные ноунеймы и «те ещё писатели». Дошло до того, что одним из великих литераторов стал Уинстон Черчиль. Титан! Глыба! Властитель дум. Заслуживший награду почти таким же непосильным трудом, как Барак Обама - Нобелевскую премию мира.
Нет, конечно, изредка шведские академики приходили в сознание и работали на контрасте. И тогда лауреатами Нобелевки становились достойные люди: Киплинг, Маркес, Гессе, Бернард Шоу, Хемингуэй, Камю...
Но потом как будто спохватывались и снова начинали присуждать премию либо малоизвестным, но правильно политически ориентированным графоманам, либо превращали «главную литературную награду» в скандинавский междусобойчик: так, у шведов - 7 лауреатов, у норвежцев - 3, у датчан - 3. А теперь попробуйте вспомнить хоть одного писателя из этих стран. Нет, Гамсун не подойдёт, он как приличный человек был обойдён Нобелевским комитетом. И Астрид Линдгрен - тоже мимо. Ну как, ещё варианты есть, если не заглядывать в интернет? А, ну да, как её?! Сельма Лагерлеф! Которая про Нильса и диких гусей. Но у неё - смягчающее обстоятельство в биографии: она была открытой лесбиянкой. Поэтому ничего удивительного в том, что в 1909 она получила премию, нет. У других хороших писателей такого выдающегося плюса на тот момент не было. А нетрадиционный Оскар Уайльд (великолепный, кстати, писатель и поэт) умер за год до первого вручения Нобеля.
Ну и на десерт - «коротенький» список тех, кто не удостоился чести (хотя: чести ли?) стать лауреатом премии.
Лев Толстой. Ну тут всё понятно. Малоизвестный писатель эпохи Сюлли-Прюдома. Вычеркиваем.
Чехов. Всегда есть оправдание: хотели, но не успели. Но тоже: невелика птица. Были и позначительнее гуси! Вот у Нильса, например...
Марк Твен. А что, в Америке тоже есть литература?
Артур Конан Дойл. Да кто его вообще будет читать через 10 лет!? Несерьезный тип.
Максим Горький. С ним все стало ясно сразу: ни-ког-да! Да, великий. Да, блестящий. Да, повлиял на мировую литературу. Но ведь советский! А у нас - принципы. И нервы. Никогда! Ладно, так и быть, дадим Бунину. Он хоть в Париже живет.
Андре Моруа. Слишком откровенно и тонко высмеивал мир высокого искусства. Ну как такому давать премию?
Джеймс Джойс. Слишкам многа букафф. Низачот.
Маяковский. См. Горький.
Эрих Мария Ремарк. Какие-то друзья, человеческие отношения... нет, не пойдёт: идеализЬму не хватает, идеализЬму! Да и биография сомнительная.
Герберт Уэллс. А зачем ему? И так книги хорошо продаются. Да еще и русофил.
Марсель Пруст. Хорош, но бежит впереди паровоза. Слишком эксцентричен.
Теодор Драйзер. Побывал в СССР. Поэтому из двух американцев, претендовавших на Нобеля в 1930 году, выбрали Синклера Льюиса.
Сомерсет Моэм. Наверное, самый популярный прозаик и драматург 30-х годов 20 века. Ну и что? Есть на свете и другие авторы, у него и так все в жизни сложилось. Даже своя собственная премия была для молодых писателей.
Фитцджеральд. Отсутствие Нобелевки у Фицджеральда - это диагноз шведским академикам: полная профнепригодность. Впрочем, кого из академиков это когда-либо ставило в тупик!?
Владимир Набоков. Пожалуй, самый тонкий стилист 20 века. Да ещё и творивший на двух языках. Абсолютный уникум. Но «Лолиту» ему простить не могли.
Клайв Льюис. Создатель Нарнии и её Хроник. Для всего читающего мира этого достаточно. Но шведским академикам хотелось продолжения истории с Нильсом и гусями. Разочаровал, короче говоря, суровых викингов от литературы. Не осилил. Не поднялся до уровня 1909 года. Слабак!
Борхес. Человек-легенда и человек-эпоха. А Нобелевки лишился только потому, что не вовремя принял орден от Пиночета. Казалось бы, а причём тут его литературные достижения? Не при чём. Но прЫнципы, знаете ли, прЫнципы.
Апдайк. Один из самых плодовитых и самых цитируемых авторов Америки. Вечный кандидат на Нобелевскую премию. И всё время - мимо. Предполагаю, что для академиков Апдайк был слишком аполитичен. А это непростительный грех для лауреата.
Курт Воннегут. Тут все предельно ясно. Прочитайте интервью Воннегута от 10 мая 2004 года, и вы поймёте, почему у самого виртуозного писателя США второй половины 20 века никогда не было шансов на Нобелевку. Называть белое белым - можно. А чёрное чёрным - никогда. Горький и Маяковский в одном флаконе. Коктейль Молотова.
Харуки Мураками. Если выбирать между ним и Бобом Диланом, конечно, Боб Дилан достойнее! Он ведь того-с, философ цельного поколения упоротых на голову, да и Роллинг Стоун его на первое место в 20 веке поставил. Нет, однозначно, губную гармонику всем в печень!
Умберто Эко. Один из величайших писателей последних 40-50 лет. Умер в 2016-м, так и дождавшись благоволения академиков. Хотя какой там Умберто Эко, если сам сэр Элтон Джон ещё мается в очереди!? Ничего не написал? Вы фсьо врьоте! Его компосиции - ето есть нофая льитьература! Прорыфф!
А кроме титанов были ещё и блистательные Мачадо и Унамуно, тончайший Готфрид Бенн, харизматичная Вирджиния Вульф, великолепный Милан Кундера (кстати, жив ещё, 91 год!), основательнейший Алексей Толстой, интеллектуал Уистен Хью Оден, неподражаемый Луис Макнис...
Но никто из них не был признан лучшим литератором по версии Нобелевского комитета.
Потому что с самого первого присуждения эта премия, несмотря на громогласные заявления и создаваемый вокруг неё ореол, была про что угодно, только не про лучшее и лучших в литературе. А в последние десятилетия, когда к делу подключились букмекерские конторы и крупные печатные холдинги, окончательно протухла. После скандала с дикой коррупцией и сексуальными домогательствами 2018 года литературного Нобеля можно было благополучно прикрыть, чтобы не длить его мучений. Однако Розенкранцы и Гильденстерны решили ещё побороться. Ибо похоронный бизнес — неплохое поле для заработка. Особенно в Скандинавии, где традиционно «...все уходят, унося тела. Пушечный залп».
После Брежнева с тогдашним лозунгом "Идеологическая война неизбежна. Нет возможности прекратить её односторонней капитуляцией". Ставленники Андропова выбрали отказ от идеологической борьбы.
Результат известен.
В эпоху Путина это пытаются исправить.