Нападение Германии на СССР в учебниках истории разных стран часть1.

Обзор трактовок нападения Германии на СССР в учебниках истории для школьников разных стран.
Начнем с наших союзников по Второй мировой. Вот отрывок из выпущенного в соответствии с образовательными стандартами штата Калифорния учебника для десятого класса World History: Modern Times (издательство McGrawHill-Glencoe):
«Гитлер запланировал нападение на Советский Союз на весну 1941 года, но из-за проблем на Балканах вторжение было отложено. Гитлер уже добился политического сотрудничества от Венгрии, Болгарии и Румынии, но провал кампании Муссолини в Греции (1940 год) сделал южный фланг немцев уязвимым к налетам британской авиации с греческих баз. Чтоб обезопасить себя, Гитлер в апреле захватил Грецию и Югославию. Обнадеженный ситуацией, Гитлер вторгся в СССР 22 июня 1941 года, веря, что сможет нанести решающее поражение до наступления жестокой зимы. Фронт растянулся примерно на 2900 километров. Немецкие войска быстро наступали, взяв в плен два миллиона русских солдат. К ноябрю одна немецкая армия прошла всю Украину, вторая осаждала Ленинград, третья угрожала Москве, столице СССР. Но ранняя зима и стойкое сопротивление советских сил остановили наступление. Из-за того что кампания планировалась на весну, у немцев не было зимней униформы. Впервые за всю историю войны немецкие армии были остановлены».
World History: Modern Times. Учебник для десятого класса, США
А вот другой учебник, по углубленному изучению истории в старших классах, — Advanced Placement World History 2014-2015 (издательство McGrawHill). Исторические события там рассматриваются в очень сжатой форме: в частности, европейскому театру Второй мировой уделяется один абзац (не лишенный фактических ошибок):
«Первые годы войны продемонстрировали силу держав Оси. В 1941 году преимущество стало переходить к союзникам, когда Гитлер предпринял неудачное зимнее вторжение в Россию, а США вступили в войну. В то время как Гитлер был вынужден вывести свои войска из России в 1942 году, советские армии начали свое наступление через Восточную Европу на Германию. После свержения Муссолини войска союзников вошли во Францию и встретились в Германии в апреле 1945 года. За самоубийством Гитлера последовала победа союзников в Европе в мае 1945 года».
Advanced Placement World History 2014-2015. Учебник по углубленному изучению истории в старших классах, США
В Великобритании школы также вольны выбирать учебники, однако есть четкие стандарты по каждому предмету, утвержденные Министерством образования. Любопытно, что по истории ХХ века (и британской, и мировой) в Англии есть только одна обязательная к изучению тема — Холокост. Остальные (Первая и Вторая мировые, деколонизация и так далее) — на выбор. При этом компоновка материала по ХХ веку очень сильно разнится от учебника к учебнику. Например, есть отдельные пособия по Британии XVII века или Германии 1918-1945 годов. Однако в известном учебнике AQA GCSE History: Understanding The Modern World (Dynamic Learning, 2016 год, одобрен Советом по аттестации и квалификации, который занимается организацией экзаменов на аттестат зрелости), Вторая мировая война не выделена в качестве независимого раздела. Операция «Барбаросса» рассматривается в разделе «Россия 1894-1945: Царизм и коммунизм».
«Гитлер не напал на СССР в 1939 году из-за договора, подписанного в августе двумя странами. Но на рассвете 22 июня 1941 года более двух миллионов немецких солдат вторглись в Россию. Гитлер начал операцию "Барбаросса", хотя Британия еще не была побеждена. Сталина это полностью поймало врасплох, несмотря на предостережения некоторых его коллег. В первый же день 1200 самолетов было уничтожено на аэродромах. По ходу быстрого наступления немцев к Москве обе стороны вели себя варварски и жестоко. К октябрю немцы почувствовали близость победы. Но по мере отступления военных и гражданских лиц Сталин начал политику "выжженной земли". Более тысячи заводов были разобраны и перевезены к востоку от Уральских гор, вне досягаемости немцев. Животные и зерновые также перемещались — или уничтожались. Чем больше наступали немцы, тем сложнее им было получать припасы из Германии. Во-вторых, русская погода обернулась против немцев. Нескончаемые октябрьские дожди превратили землю в грязь и замедлили немецкое наступление. Потом, в ноябре, температура упала ниже нуля. Немецкие солдаты не были одеты и экипированы для таких условий. Транспортные средства останавливались, люди замерзали».
AQA GCSE History: Understanding The Modern World. Учебник по истории, Великобритания
Указание на «жестокость с обеих сторон» и объяснение провала блицкрига исключительно русской зимой и выжженной землей, конечно, оставляют неизгладимое впечатление.
Интересно дела обстоят и во Франции. В учебнике по истории третьего цикла (начальная школа) — Manuel d’histoire, La Librarie des Ecoles, 2013 — события 1941 года описываются достаточно подробно:
«Воодушевленный всеми своими успехами, Гитлер в конце концов решил напасть на СССР, так как он хотел получить огромные территории России. Он хотел, чтобы у немцев на этих землях было огромное "жизненное пространство". Вторжение, названное операцией "Барбаросса", началось в июне 1941 года с участием почти четырех миллионов солдат (это была самая большая военная операция за всю историю человечества). В начале русские терпели поражение. Немцы захватили Украину, а потом собрались осадить Санкт-Петербург (тогда он назывался Ленинград, "город Ленина") и Москву».
Manuel d’histoire. Учебник начальной школы, Франция
А вот дальше информация съеживается. В учебнике для преподавателей последнего года коллежа (Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème, Lelivrescolaire.fr, 2016 — четвертый цикл, 15 лет) в схеме «Фазы Второй мировой войны» отмечено только «июнь 1941 года — вторжение немецкой армии в СССР (план Барбаросса)». При этом подробно расписывается «идеологическая война»:
«Нацистская Германия хотела завоевать себе "жизненное пространство" и истребить евреев в Европе. Япония стремилась к доминированию в Восточной Азии. Союзники в Европе и Азии объединились для защиты демократических ценностей. СССР стремился установить господство коммунистической системы».
Histoire Géographie Enseignement moral et civique 3-ème. Учебник для преподавателей последнего года коллежа, Франция
В другом учебнике для старшеклассников про нападение написано так:
«В 1941-м война распространилась на Балканы, затем — на территорию СССР, куда вторглись немцы. Армия Третьего рейха молниеносно оказалась на подступах к Москве и Ленинграду». Histoire-Géographie 3e Manuel de l'élève. Учебник для старшеклассников, Франция
Позже про роль СССР в войне будет только две строчки: Сталинград как перелом в войне и главное поражение нацистов и освобождение от нацизма Восточной Европы силами Красной армии.