Конкуренция.
Покупательная способность населения
Административные рычаги.
Если нет конкуренции, то вступает в силу второй фактор.
Третий фактор не рассматриваем, так как в российских условиях его воздействие нивелируется коррупцией.
Тоесть, что происходит: растёт цена на нефть. Бензин растёт тоже. Население ворчит и привыкает. Потом нефть падает. Но поскольку рынок нефтепродуктов (и не только) жёстко монополизирован и более дешёвую нефть никто не предложит рынку, а население привыкло платить, то какой смысл снижать цены?
Этот монополизм достигался прежде всего административными методами. Уничтожением конкурентов аффилированных с чиновниками монополий.
Но и западные ретейловые монополии приложили руку.
Дело в том, что наш сетевой ретейл не имеет заготовительных организаций. Специфика продовольственного рынка такова, что для него характерно мелкотоварное производство. Нельзя у одного производителя закупить миллион литров молока или 100000 тонн сыра.
У западных сетевых ретейлеров заготконторы есть. Они скупают у фермеров их продукт, упаковывают, обрабатывают и поставляют в торговую сеть.
Так вот: западные сети ставили условие. К примеру: апельсинов из Египта не более 3% от общего количества наших апельсинов. Для ассортимента. Если превысишь - разорвём контракт и вообще ничего тебе не поставим. Даже хамон с пармезаном.
И наши сетевивики вынуждены слушаться. Иначе без товара останутся.
А своими силами они заготовить товар не могут. Не имеют соответствующих мощностей.
Именно поэтому попытка переключить нашь ретейл на отечественного производителя встречают повальный саботаж.
Российские фермеры с удовольствием подвезли бы товар сами. Но коррупционеры в торговыъ сетях ленятся обформять закуп без взятки в 300000 евро. Они живут не с зарпалты, а со взяток. Пусть лучше полки будут пустыми, но бесплатно брать товар - дураков нет.
А откуда у сельхоз-производителя такие деньги?
Когда Ельцин издал указ о свободе торговли было много маленьких магазинов, куда внешние и внутренние челноки подвозили товар. И кто тогда жил, момнят дешёвые цены на рынках и маленьких магазинах и заоблочные цены в гипермаркетах.
Именно это и не понравилось нашим чиновникам. Малый торговый бизнес был ими уничтожен с подачи сетевых торговых монополий. (Об этом я писал в статье Бедный, бедный ретейлер! и вообше в тэге Реальный ретейл). Конкуренцию убили и теперь единственный реальный ограничитель цен - покупательная способность населения. Население вынуждено было привыкнуть.
Пока берут - цены не снизят.
Кстати: Экономисты посчитали, что в условиях монополии самый выгодный уровень цен (и максимальная прибыль) достигается, когда производящие мощность загружены всего на половину.
Это я к вопросу о путинской борьбе за увеличение производства отечественными производителями.