"Ленин различал объективные и субъективные предпосылки революции. Объективные, это несоответствие базиса (экономики) и надстройки (Системы управления. Прежде всего государственного аппарата) Или по другому несоответствие производительных сил и производственных отношений. Последнее шире, чем системы управления. И включает в себя распределения и перераспределения прибавочного продукта с помощью сложных финансовых механизмов.
Так вот, изобретатели изобретают, инженеры внедряют, предприниматели придумывают новые способы организации производства (Всё из-за конкуренции), а государственная машина и вообще система распределения не совершенствуется. А зачем? В государственной системе нет конкуренции. Элите и так хорошо.
И постепенно вызревают диспропорции. Система управления не справляется с управлением своего объекта управления. Это обычно наиболее остро проявляется в период войн и других атак (экономических и медийных) на подгнившее государство. Которые недалёкие умом аналитики выдают в дальнейшем за подлинные причины слома машины государства. (Привет Панарину!)
Революционная ситуация, чтобы перерасти в революцию, должна дойти до критического момента. Когда низы не хотят больше терпеть своё всё ухудшающееся положение, а верхи осознали, что по старому править уже не получается. В элите начался раскол. Кланы элиты начинают сепаратно разруливать ситуацию каждый в свою пользу и по собственному разумению. Что дополнительно усугубляет кризис.
Вот это и называется “Революционной ситуацией”.
Кроме объективных причин, есть ещё и субъективные. Это наличие революционной организации (партии). Наличие харизматического вождя. Наличие минимально необходимого единства в среде революционеров. Умело организованная и доходчивая пропаганда на потенциально революционные массы (классы). Наличие идеологии, способной зажечь массы или хотя бы класс на подвиг. И т.п.
Что произойдёт, если вызрели объективные причины для революции, а субъективных не создано?
Революционная ситуация разрядится серией не связанных между собой бунтов. Элита подавит эти бунты и ответит на них или реформами (что при умелом их проведении устранит революционную ситуацию). Или реакцией – жестокими репрессиями, которые ликвидируют на данный исторический момент непосредственную угрозу правящему классу. Загнав проблемы глубоко вовнутрь. До следующего раза. Пока опять не взорвётся. Ибо реакция не устраняет несоответствие производительных сил и производственно-распределительных отношений. Просто убивает революционеров.
А что произойдёт, если внешними силами созданы субъективные условия для революции, но объективные не вызрели?
Революции не будет. Но может быть верхушечный государственный переворот, выданный в медийном пространстве за революцию в пропагандистских целях. Для масс. Потому, что массы уверены, что переворот, это плохо, а революция – хорошо.
Разница между ними в том, что в результате революции к власти приходит другой класс и приводит систему управления в соответствии с производительными силами. А в результате переворота к власти приходят другие кланы того же правящего класса, которые ничего не меняют. По сути, всё сводится к замене персонажей в президиумах или на тронах".
Тоесть, объективные предпосылки революции, это её базис. А субъективные, это её управляющая надстрйка. Организатор из бунта захвата власти.
Раньше субъективные предпосылки вызревали совместно с объективными предпосылками столетиями. Внутри общества. Организационная основа Великой Французской революции вызревала внутри французского социума столетие. Пока не проявила себя.
Субъективные предпосылки Русской революции тоже вызревали совместно с объективными в течении 50ти лет. От одиночек-террористов до большевиков, руководивших революцией системно и способных взять власть на волне народного недовольства.
Так вот:
В наше время субъективные предпосылки революции:
- Не вызревают внутри общества, а привносятся извне.
- Не вызревают постепенно, а созданы заранее.
- Являются постоянно действующими, только спящими и ждущими вызревания объективных предпосылок революции где нибудь на планете.
- Имеют глобальные цели и средства.
Как только где то нарастает протестный потенциал, они тут же возглавляют протест и переводят его в революцию. Или в переворот под видом революции.
Надо или не допускать возникновения объективных предпосылок революции в стране, или загодя подавить в стране внедрённые туда иностранные структуры управления революцией. А лучше и то, и другое вместе.
Тогда и революции по типу майдана удастся избежать.
Но это зависит от организованности и компетенции управляющего класса.
Во многих постсоветских государствах эти качества элиты находятся на недостаточном уровне.