Все помнят легенду о Рюрике, пришедшем из Скандинавии со своими соратниками Синеусом и Трувором и создавших для диких славян государство Русь. Дескать, призвали Рюрика на царствие словами «Земля наша обильна, порядка только нет. Приходи и владей нами». Так с тех пор и повелось… Как у русских очередной беспорядок, так уговаривают их доброхоты современного варяга призвать.
Сейчас эту легенду используют как русофобы, доказывая неполноценность русских, так и ряженные русские, «борясь» с русофобией. Причём очень своеобразно борясь: доказывая, что Рюрик с Синеусом и Трувором или вовсе не существовали, или если и существовали, то научили диких славян в основном не тому, и лучше бы не учили вовсе. Ибо всё только испортили. Развратили, одним словом. И не нужны нам варяги! От них одни неприятности.
И все придают мелкому эпизоду феодальных обычаев и мелкому феодалу Рюрику не свойственный им великий сакральный смысл.
Эту легенду разработали учёные немцы, призванные на русскую службу Екатериной Второй для поднятия науки в Российской империи.
Но поскольку учёные немцы тогда были не слишком учёные и при этом уже тогда были заражены нацизмом, они малость присочинили, не зная ни средневекового диалекта датских викингов, ни старославянского языка летописей.
Во первых, никаких Трувора и Синеуса не было. «Тру вор» означало «всей дружиной», а «сине хус» – означало «своим домом» на диалекте датских викингов, который в свою очередь 1000 лет назад не сильно отличался от прочих германских языков. (Во времена летописей слова и предложения зачастую писали слитно для экономии дорогого пергамента. Так что при включении в текст незнакомых слов и сейчас учёные мучаются с их разделением. К тому же большинство монахов - летописцев и населения того времени было мультиязычными. Говорили на тюркских, славянских, варяжских и финских диалектах одновременно. А часто ещё и на греческом. И писали слова для тех, кому перевод не требовался. Поздние переписчики уже этими языками не владели и переосмысливали слова на славянское звучание. Все более древние летописи до нас дошли в переписях 14-16 веков.)
А во вторых слова «порядок» в летописи нет. Вместо него стоит похожее слово «наряд». Что означает «власть». Тоесть, русские князья призвали датского викинга Рерика ввиду того, что перегрызлись между собой и в стане началась усобица. А власти – наряда не было. И тот пришёл со своим домом (сине хус) и всей дружиной (тру вор).
Призвание правителей со стороны - обычное дело в средневековье. И даже позже.
Последний раз по тем же причинам после очередной смуты английский парламент пригласил в 18м веке на царствие Ганноверскую династию из Германии. (Ганно́верская дина́стия (англ. House of Hanover) — династия королей Великобритании с 1714 по 1901 годы.)
И позже на британский трон после смерти королевы Виктории аж в 1901 году, вступоила Саксен-Кобург-Готская династия (тоже из Германии), когда королём стал её сын от Альберта Саксен-Кобург-Готского Эдуард VII.
Которая династия позже с началом войны с Германией в 1914 году самопереименовалось в Виндзорскую. (Чтобы гордые бритты чего плохого не подумали про них) и которая царствует в Англии до сих пор.
И вышеуказанные гордые бритты от того, что ими правили «немецкие» монархи, никаких национальных комплексов не испытывают. В отличие от наших руссофилов.
Кстати: Ганноверы обогатили английский язык и позднее прочие языки словом Окей. Король, который не говорил по-английски, подписывал проекты указов сокращением, которое, как король думал, означает «Всё правильно». Надо было писать АС, тоесть «all correct» но он, не зная языка, подписывал по принципу «как слышится, так и пишится» - oll korrect- ОК. (Кстати, в немецком так и есть: как слышится, так и пишется). А придворные не решились указать королю на его безграмотность. Да и сами постепенно привыкли: король сказал Окей!
Теперь о том, кто такие были русские князья 9го века.
Но вначале надо сказать, что такое было пространство восточно-европейской равнины, которое стало позже называться Русью.
В те времена русских ещё в помине не было. В те времена восточно-европейское пространство населяли коренные народы - финны. Я об этом писал в статье: Листая старую тетрадь... Из моих форумов 2007 года.
И туда начали проникать с 5го века (когда гунны разгромили государство вестготов, раскинувшихся на юге на этих равнинах и открыли территорию другим народам) славяне с запада. В статусе «понаехавших». И те, и другие селились небольшими родовыми деревенскими общинами, не способными создать организованное войско по своей малочисленности и разобщённости.
Ещё на это пространство постоянно набегали различные степные народы тюркской группы. Они могли совершать глубокие рейды вглубь территории, но не могли там закрепиться надолго. Ибо их военным преимуществом и основой их тактики были многочисленные лошади, дававшие им преимущество манёвра над оседлыми народами. Лошадей лесистая равнина не могла прокормить в таком количестве. Травы не хватало. А с собой в обозах запасов на долго не увезёшь. К весне кобылы тяжелели. И их надо было отводить на лето в степи с обильно травой, чтобы они ожеребились и выкормили здоровое потомство. Поэтому в набег степняки шли в основном зимой, когда замерзали болота. (Чтобы кони не вязли).
И их интересовала только добыча на вывоз: рабы, еда, скот, пушнина и женщины для гаремов.
Естественно, славяно-финнам это не нравилось. Но военный отпор кочевникам вследствие своей распылённости и разъединённости большими расстояниями, а также малочисленности изолированных деревень они дать не могли.
Позже появились на этой равнине викинги, которых славяне называли варягами.
Во времена Карла Великого в 8м веке на короткое время объединившаяся под его властью Европа, закрыла викингам возможность грабительских набегов на её земли. Кроме того, в самой Скандинавии началось расщепление викингов на торговцев и воинов. И торговцы нанимали одних воинов, чтобы защитить себя от грабежа других воинов. И чтобы викингам не воевать с другими викингами они начали тоже искать земли, где бы им можно было осесть. Некоторые стали искать пристанища на западе и, захватив земли, основали там несколько норманнских королевств, другие стали наниматься в дружины царям и феодалам по всей Европе вплоть до Византии.
Многие из них обратили внимание на восточно-европейские равнины. Сабо населённые разрозненными племенами.
Хотя в те времена русские князья из варягов тоже жили в основном грабежом, но всё же они были не столь хищны, как тюрки и оседлы. Потому что думали о том, чем они будут кормится в будущем с этой территории, в отличие от степняков. Князья тогда кормились сами и кормили свои дружины тем, что ходили в «полюдье». Тоесть, кочевали от деревни к деревне, объедая местных жителей. Объедят одну деревню – пойдут к следующей. И так по кругу. И если степняки не признавали для себя никаких границ на восточно-европейских лесных равнинах и грабили, где хотели, то у каждой варяжской банды была своя постоянная территория для кормления.
Славяно-финским племенам варяги виделись меньшим злом. Варяги никогда не угоняли местное население на чужбину, а наоборот: брали молодых парней себе в оруженосцы с дальнейшей перспективой сделать карьеру воинов в их рядах. А также судили и рядили деревенские споры и наказывали преступников. Тоесть, выполняли какую-никакую конструктивную функцию. И вообще, лучше иметь постоянного и относительно оседлого хозяина, чем постоянно подвергаться риску ограбления разными приходящими бандами.
Поэтому эти племена видели в оккупантах-викингах какую-никакую, но защиту от ещё более худших грабителей-степняков.
Финны, жившие тогда рядом со славянами, называли эти бродячие скандинавские дружины «руус» или «рууц». Отсюда и пошло название «русские».
Чьи вы?
Да русские мы!
Что означало у нас есть крыша в лице «руус». Не тронь!
Так вот: когда таких дружин со временем расплодилось естественным путём слишком много, между ними началась усобица. Наряда (власти) не стало. (И, кстати, порядка тоже. Раньше хоть какой то был…) Все стали оспаривать у соседей территории для прокорма. Так этого мало: из Скандинавии лезли всё новые и новые. (Которых со своих мест вытесняли набравшие силу торговцы – соплеменники и эти пришлые не признавали никаких прежних конвенций между местными). Как-то раз объединившись, местные варяги порубили новых, а потом опять начали рубиться друг с другом.
А тут ещё и кочевники-тюрки, грабившие всех подряд, кто послабее. В том числе и варягов.
Старые князья посовещались и решили: так дальше продолжаться не может! Долго спорили, кто из них должен быть главным. Меж собой не договорились. И пришли к компромиссу: позвать своего общего родственника из Дании – Рэрика. Который не был замечен в грызне с кем либо на территории будущей Руси и поэтому устраивал всех. (К тому же всеобщий родственник, что вызывает всеобщее доверие к нему. И у этого Рэрика как раз к этому времени начались осложнения с окрестными датскими феодалами).
Вот его и позвали, чтобы он судил и рядил. И поклялись отдаться под его десницу и его мудрое слово.
Именно эти народы: финны, славяне, шведы и тюрки, придя на Русскую равнину, впоследствии постепенно ославянились и сплавились, в единый этнос «русские».
А русское государство на основе этого этноса создали вовсе не варяги. Вернее, варяги создали некое рыхлое квазигосударственное образование под придуманным более поздним названием «Русь». Которое было и не государство вовсе, а территория с разноплеменными подданными (Подданные - тоесть, обложенные данью). С которой собирали дань в Киев. (Или считали, что имеют право собирать). Сиё территориальное образование и полвека не просуществовало, как единое государство (Или меньше? Источники путают.) И, ничем не отметившись в анналах истории, благополучно развалилось на удельные княжества.
Князья того времени не владели методами управления государством на слишком большом пространстве.
Настоящее русское государство создали сами русские. Сплавившиеся к тому времени в этнос из разных народов. Создали как в противодействии татаро-монголам так и во взаимодействии с ними и под их влиянием. Монголы привнесли на территорию своих русских вассальных княжеств многие элементы государства, не виданные в средневековой Европе, которые и были созданы для управления огромной империей: регулярную почту – ямской приказ, фиксированный единый федеральный налог – десятину вместо полюдья и сбора дани методом набегов. Свои методы работы с кадрами для управления. Военную организацию. Строгую иерархию госчиновников и военных. И прочие технологии управления огромной сухопутной империей. И ещё многое чего. (Я об этом писал в статье О роли кочевников монголов в прогрессе человечества.)
От монгольской оккупации постепенно освободились, но эти элементы государственной машины чингизидов сохранили и развили. Что и помогло создать огромную сухопутную державу.
Но это уже совсем другая история. О которой так не любят вспоминать учёные евроцентристы и гораздо менее учёные белые расисты с их ощущением собственного расового превосходства над дикими ордами.