bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Category:

О наших доисторических предках - строителях империй.

В порядке вывода – 1









Индоевропейцы являются потомками древних северных евразийцев – охотников-собирателей приледниковой мамонтовой степи, имевших преимущественно мужскую гаплогруппу R* и женскую гаплогруппу U*. Придя в Восточную Европу из Сибири ранее конца последней ледниковой эпохи (т.е. ранее 14 тыс. до н.э.), они образовали здесь общность восточноевропейских охотников-собирателей – носителей главным образом выделившихся из R* мужских гаплогрупп R1a и R1b.

Ок. 5000 г. до н.э. под влиянием балканских неолитических земледельцев в среде этих охотников-собирателей распространяются скотоводство (в меньшей степени также земледелие) и медная металлургия. Вследствие этого на Средней и Нижней Волге возникают Самарская и Хвалынская энеолитические культуры (5000-4000 гг. до н.э.) – первые достоверные индоевропейские культуры с установленным присутствием гаплогрупп R1a и R1b. В 1-й половине V тыс. до н.э. их носители одомашнивают дикую лошадь – тарпана, потомками которого являются все современные домашние лошади (ботайцы спустя тысячу с лишним лет под индоевропейским влиянием одомашнивают лошадь Пржевальского, но этот эпизод остаётся без последствий).

Индоевропейское общество переживает социальное расслоение и милитаризацию, появляются военные вожди, одним из символов власти которых становятся скипетры с конеголовыми навершиями. Около середины V тыс. до н.э. начинается военная экспансия самарско-хвалынских индоевропейцев, основным орудием которой, вероятно, служат кони. Первой её жертвой становится жившая где-то в Северном Предкавказье популяция кавказских охотников-собирателей, от которой индоевропейцы наследуют набор южных по происхождению материнских гаплогрупп (вдобавок к собственным линиям северноевразийской гаплогруппы U) и около половины своих аутосомных генов.

В Северном Предкавказье возникает и распространяется от Заволжья до Трансильвании Новоданиловская культура (4500-4000 гг. до н.э.), юго-западным ответвлением которой становится культура Суворово (4300-4000 гг. до н.э.). С культурным горизонтом Суворово-Новоданиловка связано появление курганов над захоронениями. Носители этих культур хоронят свою знать в индивидуальных могилах в сопровождении оружия и богатых погребальных даров. Одновременно с этим Днепро-Донецкая культура на среднем Днепре под влиянием самарско-хвалынской экспансии сменяется культурой Средний Стог, у носителей которой засвидетельствованы гаплогруппы R1a и R1b.

Юго-западный натиск культуры Суворово, в носителях которой видят предков хеттов и других анатолийских индоевропейцев, приводит на рубеже V-IV тыс. до н.э. к гибели неолитических земледельческих культур «Старой Европы» – Болград, Гумельница, Караново и Варна. Продолжением Суворово являются культуры Чернаводэ в Румынии (4000-3200 гг. до н.э.) и Езеро в Болгарии (3300-2700 гг. до н.э.), отмечающие путь индоевропейцев в Анатолию, где их присутствие документально засвидетельствовано с XX в. до н.э. Вместе с хеттами и родственными им племенами в Анатолию и дальше на Ближний Восток приходят одомашненные кони.

Ок. 3500 г. до н.э. в среде позднехвалынских индоевропейских племён южнорусских степей происходит изобретение колёсной повозки, которое быстро распространяется на запад в Европу и на юг через Кавказ на Ближний Восток. Использование колёсных повозок значительно увеличивает площадь пастбищ и поголовье скота, что, в свою очередь, ведёт к демографическому взрыву. Археологическим выражением этих событий становится Ямная культура (3500-2500 гг. до н.э.). Индоевропейцы Ямной культуры переходят к полноценной мясо-молочной диете, вследствие чего у них возникает и закрепляется ген лактозной терпимости, делающий их более рослыми и сильными по сравнению с неолитическими земледельцами.

Первой волной нового этапа индоевропейской экспансии становится миграция из волжско-уральских степей на Алтай поздних хвалынцев или ранних ямников, создающих Афанасьевскую культуру (3500-2500 гг. до н.э.). Их вероятными потомками являются тохары, присутствие которых засвидетельствовано в I тыс. н.э. в тысяче километров к югу от Алтая – в Таримском бассейне (современный Синьцзян).

Западная миграция ямников приводит к возникновению ок. 3300 г. до н.э. в низовьях Днестра, Прута и Дуная Усатовской культуры, носители которой подчиняют себе живущих севернее неолитических земледельцев культуры Кукутени-Триполье (5200-2600 гг. до н.э.). Дальнейшая миграция этих групп ямников приводит их вверх по Дунаю на Венгерскую равнину, однако западнее реки Тисы они, вероятно, не продвигаются. Эти балканские ямники, как и ямники из Самарской, Оренбургской и Ростовской областей и Предкавказья, а также афанасьевцы, являются, вероятно, носителями в основном мужской гаплогруппы R1b-Z2103.

Источником индоевропейской колонизации Европы становятся, по всей видимости, северо-западные области Ямной культуры, где линия R1a-M417 присутствует уже ок. 4000 г. до н.э. на территории культуры Средний Стог. Носители этой мужской гаплогруппы создают огромный горизонт культур Шнуровой керамики и Боевых топоров в Центральной, Северной и Восточной Европе (2800-2300 гг. до н.э.). Мужчин предшествующих им в этих областях неолитических земледельческих культур (Трипольской, Шаровидных амфор, Воронковидных кубков) индоевропейцы в основном истребляют, женщин – частично истребляют, частично ассимилируют, наследуя от них ок. 17% своих аутосомных генов. Шнуровики являются основными предками современных центрально-, северно- и восточноевропейцев.

Индоевропеизация Западной Европы осуществляется главным образом силами носителей мужской гаплогруппы R1b-M269, которые, по всей видимости, выходят с территории Ямной культуры вместе с носителями R1a-M417. Где-то в области Рейна ок. 2600 г. до н.э. они усваивают принесённую из Иберии культуру Колоколовидных кубков (2800-2000 гг. до н.э.) и распространяют её обратно на запад уже в сопровождении индоевропейского (пра-кельтского или пра-итало-кельтского) языка.

Что касается носителей культуры Шнуровой керамики и мужской гаплогруппы R1a-M417, то они первоначально говорят на пра-германо-балто-славяно-индо-иранском языке. Их западные группы, попав под влияние культуры Колоколовидных кубков, дают начало германцам. В более восточных областях R1a-M417 распадается на балто-славянскую (R1a-Z283) и индо-иранскую (R1a-Z93) линии, представители которых начинают говорить на соответствующих языках.

Первой индо-иранской культурой становится Абашевская, занимающая лесостепные пространства от Днепра до Тобола (2200-1700 гг. до н.э.). Восточная миграция абашевцев даёт начало Синташтинской культуре на Южном Урале (2100-1700 гг.), носители которой ок. 2000 г. до н.э. изобретают боевую колесницу.

Распространяясь на юг, индоиранцы вытесняют или поглощают племена образовавшихся из позднеямного горизонта культур – Катакомбной между Днепром и Волгой и Полтавкинской между Волгой и Уралом (2500-2000 гг. до н.э.). Носители возникшей на катакомбной основе культуры Многоваликовой керамики (2200-1700 гг. до н.э.), говорящие на прагреческом языке, на некоторое время попадают под культурное и, вероятно, политическое влияние индоиранцев. После 1700 г. до н.э. под давлением движущихся с востока иранцев Срубной культуры они уходят в Грецию и создают там микенскую цивилизацию.

Ок. 1900 г. до н.э. из индоиранской Синташтинской культуры выходит праиндоарийская культура Петровка, носители которой на колесницах мигрируют на юг. Пройдя через область Бактрийско-Маргианской археологической культуры, основная их часть направляется на юго-восток и, преодолев ущелья Гиндукуша, обосновывается на равнинах Пенджаба, где создаёт ведическую цивилизацию. Меньшая часть направляется на запад, достигая к середине XVIII в. до н.э. Передней Азии. Там в XVI в. до н.э. они основывают великое царство Митанни, включающее Сирию, Верхнюю Месопотамию, Юго-западную Анатолию и Ханаан, которое существует до его уничтожения ассирийцами в середине XIII в. до н.э. Вместе с митаннийскими ариями на Ближний Восток приходят запряжённые конями колесницы и связанные с ними культура и идеология.

Примерно одновременно с возникновением в степях Северного Казахстана Петровской культуры на Алтае в среде местных индоевропейцев возникает Сейминско-Турбинская культура (1900-1700 гг. до н.э.), передовая металлургия которой распространяет своё влияние на огромную территорию от Финляндии до Китая. В центр Китая прослеживаемые со 2-й четверти II тыс. до н.э. индоевропейские влияния приносят медную и бронзовую металлургию, крупный и мелкий рогатый скот и сельскохозяйственные культуры – пшеницу и ячмень.

Первая историческая китайская династия Инь лучше всего известна по своей последней столице Аньяну. Основание Аньяна ок. 1200 г. до н.э. совпадает с появлением в Китае колесниц с конями и оружия достоверно индоевропейских форм. Многочисленные факты указывают на по крайней мере частично индоиранское происхождение как династии Инь, так и сменяющей её в XI в. до н.э. династии Чжоу.

К концу II тыс. до н.э. прямое или косвенное влияние индоевропейцев распространяется на большей части территории Евразии – от Скандинавии до Индостана и от Португалии до Китая.

Помимо праиндоарийской Петровской культуры, Синташта становится источником также для иранских культур, в том числе Андроновской (1800-1200 гг. до н.э.), носители которой из Южного Приуралья расселяются по Казахстану и Средней Азии, кладя ок. 1600 г. до н.э. конец существованию Бактрийско-Маргианской культуры. На поздний период существования Андроновской культуры приходится деятельность пророка Заратуштры, основывающего первую в истории человечества религию откровения.

На рубеже II-I тыс. до н.э. благодаря усовершенствованию упряжи, которое делает управление конём более эффективным, среди иранцев южнорусских степей (киммерийцев, скифов, сарматов) распространяется стрельба верхом из лука и происходит переход к чистому номадизму. Иранские выходцы из Средней Азии продвигаются на Ближний Восток, где их появление отмечают в IX в. до н.э. ассирийские источники. Ок. 670 г. до н.э. возникает иранское Мидийское царство, которое в конце VII в. до н.э. кладёт конец существованию Ассирии.

В 550 г. до н.э. Мидию завоёвывают иранцы Ахемениды, которые основывают первую в истории мировую державу – Персидскую империю. Религией её правящих кругов становится зороастризм, которому предстоит сыграть для Западной Евразии примерно такую же роль, какую для Восточной Евразии предстоит сыграть возникающему в это же самое время в Индии буддизму.

Tags: История
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments