«Если народ всё время жил в гетто, а потом начал строить государство, то он построит себе гетто, только очень большое» - моё наблюдение над тем, как в Израиле построили пограничную стену. (Чтобы совсем стало похоже на гетто).
Вообще то евреи уже лет 200 как не жили в гетто. По крайней мере в Европе. А вот поди-ж ты, пробился национальный характер!
Когда концентрация евреев в популяции превышает определённый процент, в их массовом сознании совершается фазовый переход (химики знают, что это такое) и еврейская община с неизбежностью, доказанной тысячелетиями истории существования среди разнообразнейших народов, воспроизводит такой тип отношений с окружающими народами, что сами же предпочитают для своей же безопасности отделиться от этих самых народов стеной гетто.
При всём своём свободомыслии, евреи всегда были склонны замыкаться среди себе подобных. Недаром говорят: «Где есть два еврея – там уже секта с диссидентом внутри неё». Видимо, еврейская идеология, возведённая в статус религии, способствует. Но, живя среди аборигенов, еврей корректирует догматы своей религии с окружающей действительностью, данной ему в ощущениях. А когда евреев становится слишком много, корректировать догматы возможности больше нет. («Евреи, евреи! Кругом одни евреи!» – популярная еврейская песенка 70х годов.) И у них в коллективном сознании возникает нечто подобное ощущению семьи лесника, осаждаемой зимой в своей избушке голодными волчьими стаями.
Еврейский анекдот, отражающей суть отношений еврея к гоям и еврейским догмам:
Один набожный еврей спрашивает у раввина: «Рабби, если шаббат (суббота) застанет меня в пути, а еврейской гостиницы в городе не окажется, могу ли я остановиться в гойской гостинице?»
(Пояснение для тех, кто не знает: еврею религиозными догмами запрещено путешествовать в субботу)
«Нет! – отвечает раввин – потому, что гои убьют еврея! Ибо так сказано в Мишне: трактат такой то, глава такая то, пункт такой то!»