bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Category:

А надо было нестяжать, молиться и ждать Мессии, который всё решит и разрулит. И воздаст всем.

Особенности религиозного сознания трех религий

Как-то в Принстоне, в 1994 году, перед нами выступал некий пожилой ребе, бывший подростком в нацистском концлагере - тогда я впервые увидел, как выглядит вытатуированный на руке номер узника. Рассказал довольно много интересных вещей, перемежая их рассуждениями, и в частности, упомянул, что богословие иудаизма после Холокоста столкнулось с неразрешимой проблемой: есть ли Б-г после Холокоста? Аудитория, за исключением меня, все поняла, а вот я не понял, поднял руку и переспросил - отчего такая постановка вопроса. Ребе не заклеймил меня антисемитом, как я боялся, а довольно внятно, хотя и после пары моих уточняющих вопросов, объяснил, в чем проблема для иудейского богослова. Б-г обещал, что евреи будут его избранным народом, жить вечно и ничего с ними плохого не случится. И тут - бац, и кто-то хочет их извести до последнего человека именно за то, что евреи, а Б-г не вмешивается. Что же получается: Б-г нарушил свое обещание евреям? Но тогда какой же это Б-г? А если Б-г не нарушил обещание, то как с ним вяжется Холокост? Иудейская мысль в тупике.

Разговор этот я часто впоследствии вспоминал, но только недавно мне пришло на ум: одно из наиболее резких различий мировых авраамических религий состоит именно в отношении к Божьей каре. Попросите не богослова, а простого верующего, для которого религия не интеллектуальное усилие, а эмоциональный опыт, закончить фразу "Бог накажет..." и вы услышите три совершенно разных ответа.

Христианин: "Бог накажет нас за грехи".

Мусульманин "Бог накажет неверных".

А для иудея эта фраза вообще не имеет смысла. Судьбы других народов (гойим) Б-га народа Израилева не интересуют в принципе. А детей Израилевых Б-г любит и наказывать не будет.
(А кто же их всё время наказывает?)

И отношение к неприятностям, от мелких до крупных, у трех религий поэтому принципиально разное. Христианин рассматривает неприятности как воспитательную меру: Бог указывает тебе, что ты (мы) очень много грешим, пора исправляться. Для мусульманина неприятности либо непостижимая воля Аллаха (иншалла!), никаких сообщений не несущая, терпи и все, либо происки кафиров (неверных), третьего не дано. А для иудея это порождает немой вопрос к небу: "Г-споди, а меня (нас) за что??".

Не совсем так. У христиан Бог – высшая добродетель. У мусульман – высшая справедливость. У евреев что то вроде кибернетической машины, диктующей свои условия людям. Действуй по предписанному алгоритму и будет тебе счастье и удача на земле. В рай иудеи не верят.
Tags: О евреях
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments