bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Category:

Графики циклического обновления элит с последующим их вырождением.

Автор не вполне в курсе.

Давно доказано, что если элита сама подбирает, кого кооптировать в свой состав, то это ведёт ко всё более низкому качеству следующих поколонеий элиты.

Нельзя заменить элиту, женившись на дочке и придя к власти.

Элита меняется только в результате катаклизмов. Вот тогда в неё попадают истинные пассионарии и гении управления.

Наполеон, Сталин и т.п.
А элита в период её вырождения отторгает гениев и просто пассионариев. Они пропадают в безвестности или погибают.


Вырождение элит и пассионарность

.
На первый взгляд, взаимоотношение пассионариев и элиты кажутся простыми – пассионарии борются с элитой, элита уничтожает или пытается использовать пассионариев в своих целях. В действительности все не так, как на самом деле. Элиты и пассионарии две составные части одного процесса – власти над этническими системами
.
Это моя третья статья, посвященная феномену пассионарности и если ранее был рассмотрен собственно феномен пассионарности, категории пассионариев, их взаимодействие с обществом, то теперь пришло время взаимоотношению пассионариев и элиты.
Во избежание вопросов, заранее поясню ряд моментов. Моя цель – сделать фундамент, на котором можно и понятно как, строить управление пассионарностью на уровне страны. Содержание существующих работ в данном направлении даже близко не позволяет решать этот вопрос.
Относительно неразделяемого мной эмоционального отношения многих к понятию «элита». Используя слово «система», я исхожу из предположения, что по контексту понятно о каком виде идет речь:
простая система (четкая иерархическая структура, пример - элитная группа);
«среда» (биоценоз, элита);
«сфера» (хаотическая/ нелинейная динамическая система, атмосфера, этнос/ народ).
Так вот, для меня – элита часть даже не среды, а сферы, со своими закономерностями и законами. Элиты – следствие человеческой природы и законов формирования социума, и никуда мы от этого не денемся. У исследователя не может быть эмоционального отношения к факту наличия хищников, травоядных или грибов в лесу. Они просто должны там быть, а если как в Швейцарии уничтожить всех волков, то человек будет вынужден сам отстреливать около 200 лосей в год, т.е. быть точно таким же охотником.
Картинка перед статьей характеризует не элиты, а вырождение и утрату пассионарности...
Далее рассмотрим жизненный цикл элиты и его связь с пассионарностью.
.
Пассионарность и жизненный цикл элиты
.
Если элита слаба, как было в начале 20-го века в России, а ее представители не очень умны, то пассионарии, представляющие интересы и мнение большинства населения, захватывают власть в этнической системе (этнос/ народ/ нация и др.) и ликвидируют такую элиту. А далее ситуация развивается в логике 4-х поколений Ибн Хальдуна/ Будденброков. Первое поколение приходит из пустыни и захватывает город, второе поколение расширяет территории, завоевательными походами, третье поколение развивает науки и искусство, четвертое поколение вырезается пришедшими из пустыни кочевниками.
Первое поколение – пасионарии, «первая линия», «хардкор», не создают элиту, у них слишком высокий уровень самопожертвования, воли, служения идеалам, они хорошо помнят откуда они пришли и как с элитой боролись. Вот только люди стареют, теряют силы, а их наследники, приближенные и последователи уже не знакомы со столь же суровой школой жизни и жестким отбором. Собственно элиту формирует второе поколение, для легитимации перехода, укрепления власти и нейтрализации конкурентов. К этому моменту средняя пассионарность руководящей группы снижается, личные, семейные, родоплеменные связи становятся более значимы, чем идеалы. Но формирование элиты процесс непростой, в нем так же нужны вожаки и лидеры, так что будущие элитарии нуждаются в пассионарности, но уже не такой значимой, как их была у их родителей и учителей.
Еще через поколение к власти приходят внуки, которые с детских лет живут в полном достатке и не знают отказов, понятие воли и самопожертвования для них чуждо. Правнуки же оказываются не способны ни к чему дельному. Вера в собственную избранность и аристократичность зиждется исключительно на легендах о деяниях предков.
Пассионарность последующих поколений все время снижается, до тех пор, пока не становится ниже среднего уровня общества. В стабильные времена, средний уровень пассионарности большинства народов находится между рангами «+1» и «-1», но в периоды войн, катастроф и испытаний вырастает/ падает, в зависимости от реакции населения. С одной стороны всегда есть место для трудового/ военного подвига, свершения (мобилизация), с другой апатия и страх входят в жизнь. На рисунках сделано упрощение для понимания, уровень пассионарности общества принят за константу, поскольку его изменения в разы меньше, чем у руководящей группы.
Смена поколений идет плавно, изменение уровня пассионарности происходит для всего властного слоя, а не только руководителя страны. Выбор у постепенно деградирующей элиты небольшой:
если среди населения оказываются пассионарии высоких рангов, то происходит революция, с полным уничтожением элиты (пример – Россия, 1917 год);
если среди население не оказывается пассионариев, то к власти пробиваются активные субпассионарии и система власти вместе с элитой продолжает разлагаться, ища новое дно (пример – гибель практически любой империи);
если элиты слабы, но достаточно хитры – начинается политика «нулевой пассионарности», с уничтожением проявленных и созданием условий для невозможности появления новых пассионариев;
если элиты умны, то проводится регулярный массовый (локальный не поможет) призыв пассионариев (континентальные элиты Европы) и/или создание системы воспитания, повышающей пассионарность (пример - Британия);
При низких и отрицательных уровнях пассионарности, элита, как система/ среда, начинает деградировать, становится аморфной, распадается на автономные более простые структуры. Примером этого служит ситуация в России с начала 90-х годов.
Таким образом, группа пассионариев высоких рангов уничтожают слабые и вырожденные элиты, позволяя своим наследникам сформировать новую элиту, вот только без регулярного массового рекрутинга пассионариев и/или создания системы воспитания элит, четвертое поколение уничтожается новой генерацией пассионариев.
.
Положение в России
.
Рассмотрим, как складывалась ситуация во взаимоотношении пассионариев и элит в России за последнюю сотню лет.
По итогам событий 1917 года, пришедшие к власти революционеры уничтожили предыдущую, деградировавшую элиту. С середины 30-х годов начались попытки формирования полноценной элиты, методом борьбы которой стал террор потенциальных соперников. Антитеррор в исполнении И.В. Сталина (первое поколение пассионариев), ВОВ с ростом пассионарности и включением героев войны в верхушку власти (восстановление страны) сделало невозможной формирование новой элиты вплоть до второй половины 50-х.
На рисунке уровень пассионарности общества показан красной линией, понятно, что он так же меняется, особенно на фоне больших событий, но я не стал усложнять рисунок и показал уровень пассионарности, который был бы на момент деградации элит к 2000 году.
К концу 50-х уровень пассионарности снизился, и элита была сформирована. Далее мы можем вспомнить историю свершений и успехов – пассионарность снижается, масштаб падает. К 2000 году, т.е. следующему после «реформаторов» поколению во власти, произошел бы элитный кризис. Вот только фактическое предательство Горбачева и Ко ухудшило расклад, пассионарность элиты была подорвана рекрутингом людей с отрицательными рангами. Даже падение общего уровня пассионарности общества – отказ от идеалов и переход на потребительство, не смог сгладить масштаб проблемы.
И не нужно говорить, что советская и российская элиты не связаны между собой – конкретные люди потеряли статус, но практически все олигархи первой волны оказались родственниками партийной, комсомольской верхушки и торговой номенклатуры (тут сошлюсь на слова М.Л. Хазина).
Уровень пассионарности элиты продолжал стремительно падать все 90-е годы. Для исправления ситуации в элиту были приглашены силовики, понятно, что их пассионарность в своей массе была на уровне рангов «+1» и «+2», более высоких по рангам пассионариев, вроде Льва Рохлина, просто убрали, но это было всяко лучше отрицательной пассионарности Гайдара и сотоварищей (картинка перед статьей показывает степень вырождения). Общий уровень пассионарности элиты вырос, но не превзошел уровень даже начала 80-х, элита России так и осталась аморфной.
Рассмотрим варианты развития ситуации далее:
ничего не предпринимать, тогда после передачи власти следующему поколению (через 5-7 лет), уровень пассионарности достигнет критического уровня, а еще лет через 10 – гибель страны (не найдется пассионариев) или уничтожение элиты, с гражданской войной и неясными перспективами;
массовый (это ключевое слово!) призыв в элиту пассионариев под запуск стратегии долгосрочного развития и идеологии, что сдвигает проблемы и дает время для решения вопросов;
снижение пассионарности населения – гибель страны, поскольку внешний мир переходит в состояние активного кризиса и естественного роста пассионарности. Россия становится жертвой для других.
Таким образом, без массового призыва пассионариев в элиту инерционный сценарий обернется гибелью России в горизонте ближайшего поколения и/или непредсказуемыми, скорее всего негативными последствиями на фоне гражданской войны.
.
Призыв пассионариев в элиту
Ранее мы рассмотрели создание элит наследниками высокоранговых пассионариев. Но как происходит взаимодействие, если элиты еще не выродились, а масштаб пассионариев не позволяет «разрушить мир насилья, а затем».
Есть четыре способа вхождения в элиту:
рождение в семье элитариев;
брак с представителем элиты;
заслуги перед элитой (Ротшильды несколько поколений были управляющими для ряда элитных семей);
заслуги перед этнической системой.
Для каждого из вариантов существует свой минимальный барьер требований, так требования к детям элиты самые слабые (откровенных идиотов и вырожденцев отодвинут в сторону), а к имеющим заслуги перед этнической системой – наиболее высокие.
.
Третий и четвертый способ дает право лишь на личное членство в элите, их дети должны доказать свой высокий личный уровень, выше чем для вступающих в брак, но ниже, чем для входящих по заслугам перед элитой.
Первые два способа описываются в рамках родоплеменных отношений и нас в рамках данной статьи не интересуют, третий способ частично раскрывался в статье – Вхождение в элиту в эпоху перемен. Нас интересует четвертый – это путь пассионариев «по праву силы».
На всех ли пассионариев распространяется данный принцип? Нет, только на идущих путем расширения материальной компоненты – героев (см. Очерк о пассионарности). Тех, кто выигрывает войны, вне зависимости от того, будет ли это вооруженная, торговая или психоисторическая война. За людьми этого уровня, к моменту триумфа, стоит команда поддержки и очень серьезные аккумулированные ресурсы, интересы значительной части населения. Игнорировать их желания у элиты не получается и самый простой способ – вписать их в свою систему. Начиная с ранга «+4» и выше такой пассионарий получает автоматический входной билет в элиту своей этнической системы (не всем это оказывается нужно). Ведь его личные достижения соответствуют, а личностные черты и качества превышают требования по вхождению в элиту. Ну а ранг «+6» и выше позволяет войти в мировую элиту, было бы желание.
Основная проблема идущих путем увеличения энергетической компоненты этнической системы (создание психоисторических смыслов) и информационной (научные открытие, технологии) во времени. Большая часть научных открытий оценивается лишь по прошествии времени, когда самих авторов нет в живых и/или от них никому и ничего уже не нужно. Зачем их вводить в элиту? То же современное авторское право защищает патентообладателей, а не авторов.
В случаи творцов психоисторических смыслов, приглашение происходит, когда их последователи входят в элиту. Входной порог для мыслителей выше «+5» (национальная элита), «+7» - мировая, но… если только дожил.
Несмотря на весь свой вклад, Маркс так и не стал членом мировой элиты, и не важно – хотел он этого или нет. Ленин был пассионарием меньшего масштаба, но место на национальном олимпе заслужил, ни как идеолог, а как правитель, при котором была спасена страна, правда продержалась бы эта система не долго, если бы Сталин ее не перестроил. Место Сталина в мировой элите ни у кого бы не вызвало вопросов, вот только оно ему было не нужно, он вообще планировал ее уничтожить.
Как обстоит ситуация с детьми призванных в элиту, получившим личное членство? Требование на соответствие предъявляется по более высокому уровню, выше, чем для вступающих в брак. Если второе поколение подтверждает притязания, то можно смело говорить о наследственном членстве в элите для всех потомков.
Чем хорош кризис для желающих войти в элиту? Входные требования снижаются на один ранг – вакансий больше, потребность в активных людях и генерируемых ими ресурсах выше. Ранее я описывал, как еще повысить шансы, но тот путь относится к заслугам перед элитой.
Как писалось ранее, запуск проектов развития в России выведет лично В.В. Путина на ранг «+6» и позволит войти в мировую элиту. Для страны это будет означать привлечение в элиту пассионариев тяжелой ситуации с вырождением элиты.
.
Заключение
.
Родоначальниками очень многих элитный семей и родов являются пассионарии, пришедшие к власти на волне борьбы и уничтожившие предыдущую элиту. Вот только дети, племянники, зятья, внуки, правнуки и т.д. великих людей оказываются вполне заурядными с точки зрения уровня пассионарности. Они могут быть талантливыми, вот только с волей, идеалами и самопожертвованием проблема. Прошедшим огонь и воду родителям хочется дать детям все, чего сами были лишены, а потом хватаются за голову – что делать с «золотой молодежью», новым поколением элиты.
Нужны ли существующей элите пассионарные конкуренты, стремящиеся к идеалам и готовые к самопожертвованию? Если ситуация стабильна и положению элиты ничего не угрожает, то нет. Если большая часть пассионариев нацелена на уничтожение текущего положения (что чаще и бывает) – категорически нет. Ну а как быть, если само существование элиты и этнической системы под угрозой?
Пассионарии намного больше отдают окружающему миру, чем используют для себя, плюс они принципиальны, независимы, энергичны и трудно контролируемы. Каков из этого вывод? С ними нужно учиться договариваться, принимать часть требований. Если пустить процесс на самотек, то в какой-то момент пассионарии ворвутся в жизнь общества, как пьяные революционные матросы в элитный ресторан в 1917 году, и станут родоначальниками новой элиты. А вот далее преемственность начинает размываться и ослабевать.
Если у существующих элит достаточно мозгов, то они не ждут своего вырождения, а принимают, встраивают пассионариев в свой состав постоянно, частично соглашаясь с их требования, взглядами. Если нет – повторяется история а-ля диктатура пролетариата и социально пораженные в правах классы.
Вот и получается, что в период кризисов, пассионарии получают дополнительные возможности лично войти в элиту. Наследственное членство в элите получают только их дети, если демонстрируют должный, приемлемый для элиты уровень талантов и способностей.
.
Пассионарий ранга «+4» (идущие путем героев) и выше получает автоматический пригласительный билет в элиту этнической системы. Ну а ранг «+6» и выше позволяет войти в мировую элиту, было бы желание. В эпоху перемен входные барьеры снижаются, так как идет массовый призыв.
Таким образом, пассионарии нужны элите, никак хищники травоядным, а как новый молодой вожак львиному прайду. Вот только иногда вместо молодого льва к прайду выходит саблезубый смилодон…
.
Tags: Власть
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 24 comments