bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Categories:

Про американскую ЧАСТНУЮ школу. А есть ещё и муниципальные. Те похуже.

Частная начальная школа в США (из личного опыта)

Се­год­ня я хочу рас­ска­зать об аме­ри­кан­ской част­ной на­чаль­ной школе. Почему наш выбор пал на част­ную школу, а не го­су­дар­ствен­ную?

Мы про­жи­ва­ем в круп­ном городе. В го­су­дар­ствен­ную школу (Public School) ре­бе­нок опре­де­ля­ет­ся по месту жи­тель­ства. Со­от­вет­ствен­но, по­па­дет ре­бе­нок в хо­ро­шую или плохую школу, за­ви­сит от того, в на­сколь­ко пре­стиж­ном районе/городе вы живете.

Пре­иму­ще­ство про­жи­ва­ния в городе за­клю­ча­ет­ся в том, что до­брать­ся до работы за­ни­ма­ет около часа, а то и меньше. Недо­ста­ток - го­су­дар­ство предо­став­ля­ет суб­си­ди­ро­ван­ное жилье без­ра­бот­ным и ма­ло­иму­щим семьям именно в круп­ных го­ро­дах.

Размер по­со­бия, вы­пла­чи­ва­е­мо­го го­су­дар­ством этим семьям, за­ви­сит ча­стич­но от ко­ли­че­ства детей - чем больше детей в семье, тем выше пла­тит­ся по­со­бие. Здесь есть целые по­ко­ле­ния семей, ко­то­рые ни­ко­гда не ра­бо­та­ли в своей жизни (это объ­яс­ня­ет, почему в аме­ри­кан­ских филь­мах по­ка­зы­ва­ют много ма­те­рей-оди­но­чек, и почему рэперы поют про “baby-momma”).

Со­от­вет­ствен­но, таким ро­ди­те­лям не прин­ци­пи­аль­но ка­че­ство об­ра­зо­ва­ния, по­лу­ча­е­мое детьми. Ни для кого не секрет (да не на­зо­вут меня ра­сист­кой), что в ос­нов­ном это аф­ро­аме­ри­кан­цы. Можно также до­га­дать­ся, что они по­се­ща­ют го­су­дар­ствен­ные школы, с по­ли­цей­ски­ми и ме­тал­ло­де­тек­то­ра­ми на входе (зна­ме­ни­тые YouTube видео о драках в школах именно из таких мест).

Сред­ний же класс ста­ра­ет­ся по­се­лить­ся в так на­зы­ва­е­мых suburbs/ при­го­ро­дах. Один из недо­стат­ков такого про­жи­ва­ния – это время, ко­то­рое тре­бу­ет­ся, чтобы до­брать­ся до работы (неред­ко около двух часов). Однако уро­вень го­су­дар­ствен­ных школ будет на­мно­го выше, чем в го­ро­дах. Чем выше сред­ний за­ра­бо­ток про­жи­ва­ю­щих в кон­крет­ном по­сел­ке, тем выше будет сто­и­мость жилья, уро­вень на­ло­гов, на ко­то­рые со­дер­жат­ся мест­ные школы, a со­от­вет­ствен­но и выше ка­че­ство го­су­дар­ствен­ной школы. Ко­ли­че­ство ма­ло­об­ра­зо­ван­ных/ бедных в таких го­су­дар­ствен­ных школах, сво­дит­ся к ми­ни­му­му, ведь суб­си­ди­ро­ван­ное жилье в таких местах не стро­ит­ся.

Учи­ты­вая вы­ше­опи­сан­ное, наш выбор пал на част­ную школу. Хо­те­лось, чтобы дети в классе были в ос­нов­ном из семей об­ра­зо­ван­ных ро­ди­те­лей, где хотя бы один из ро­ди­те­лей ходит на работу, и ро­ди­те­лям не все равно, какое об­ра­зо­ва­ние по­лу­ча­ют их дети. Необ­хо­ди­мость пла­тить за учебу в част­ной школе в какой-то мере про­из­во­дит эту филь­тра­цию. Сто­и­мость обу­че­ния со­став­ля­ет $8000 в год на ре­бен­ка. Для част­ной школы это, в прин­ци­пе, не дорого, так как в США есть школы, сто­и­мость учебы в ко­то­рых бывает и  $60,000 в год, что срав­ни­мо с ценой учебы в кол­ле­дже.

Город, в ко­то­ром мы живем, имеет сле­ду­ю­щую де­мо­гра­фию: 32% белых, 25% черных, 20% ази­а­тов, 23% латино. В нашей же школе на класс из 15-17 че­ло­век при­хо­дит­ся 2 чер­но­ко­жих ре­бен­ка, 5 ази­а­тов (индусы, фи­лип­пин­цы), 2 латино, 8 белых. Пред­ста­ви­те­лей семей, жи­ву­щих на госпо­со­би­ях, в нашей школе нет.

Теперь немно­го о самой школе и учеб­ной про­грам­ме.

За­ня­тия на­чи­на­ют­ся в 8:30 утра, но сдать ре­бен­ка можно и к 7 утра, и в этом случае за ним при­смот­рят до начала за­ня­тий. В это время ре­бе­нок может до­де­лать уроки, съесть зав­трак (ко­то­рый надо за­па­ко­вать ре­бен­ку с собой) или по­смот­реть те­ле­ви­зор. “Утрен­ним сер­ви­сом” ак­тив­но поль­зу­ют­ся семьи, в ко­то­рых ро­ди­те­ли ра­бо­та­ют. Эта услуга стоит до­пол­ни­тель­но 20 дол­ла­ров в неделю.

За­кан­чи­ва­ют­ся за­ня­тия в 3 часа дня. С трех до шести идет про­длен­ка. Про­длен­ка стоит до­пол­ни­тель­но $175 в месяц. На про­длен­ке детям по­мо­гут сде­лать до­маш­нее за­да­ние, в хо­ро­шую погоду вы­ве­дут по­гу­лять на школь­ный двор. Также за до­пол­ни­тель­ную плату пред­ла­га­ет­ся по­се­тить раз­лич­ные кружки. Сред­няя цена кружка – 60 дол­ла­ров в месяц. Вот список круж­ков:


  • футбол

  • шах­ма­ты

  • ри­со­ва­ние

  • Лего

  • теннис

  • музыка (гитара и фор­те­пи­а­но)

  • ор­кестр

  • хор

  • про­грам­ми­ро­ва­ние

  • танцы

  • скейт­борд

  • ино­стран­ные языки (ис­пан­ский, ки­тай­ский)

  • юве­лир­ное ма­стер­ство

Ни­ка­ких до­пол­ни­тель­ных “офи­ци­аль­ных” по­бо­ров, кроме вы­ше­пе­ре­чис­лен­ных, в школе не де­ла­ет­ся. Ре­бен­ку вы­да­ет­ся все вплоть до тет­ра­дей. По­жерт­во­ва­ния школе – вроде бы как дело доб­ро­воль­ное. Тео­ре­ти­че­ски, если не по­жерт­ву­ешь, кам­ня­ми никто не за­ки­да­ет. В ре­аль­но­сти же тебя вся­че­ски вы­нуж­да­ют эти по­жерт­во­ва­ния сде­лать.

На­при­мер, в школу дети должны ходить в форме, и эта форма строго ре­гла­мен­ти­ру­ет­ся школой (на майке должен быть герб школы, штаны опре­де­лен­но­го от­тен­ка, носки и туфли – только темных цветов). В опре­де­лен­ные дни в школе устра­и­ва­ет­ся “день без формы”, но чтобы иметь воз­мож­ность одеть ре­бен­ка в майку и джинсы на его выбор, в этот день надо за­пла­тить школе 2 дол­ла­ра. Ко­неч­но же, никто не хочет, чтобы ре­бе­нок в этот день един­ствен­ный в классе, как пария, пришел в форме, и все дают своим детям по два дол­ла­ра.

Ро­ди­тель­ское со­бра­ние про­во­дит­ся один раз в год, в начале сен­тяб­ря. Учи­тель рас­ска­зы­ва­ет ро­ди­те­лям о планах на год, о том, как будет про­хо­дить учеб­ный день, и о своих общих тре­бо­ва­ни­ях. В те­че­ние года учи­тель про­во­дит встре­чи с ро­ди­те­ля­ми в ин­ди­ви­ду­аль­ном по­ряд­ке, раз в три месяца. На встре­чу надо за­пи­сы­вать­ся по ин­тер­не­ту, и каж­до­му ро­ди­те­лю от­во­дит­ся ровно 15 минут. Во время встре­чи на столе учи­те­ля стоит бу­диль­ник. Как только время вышло – необ­хо­ди­мо по­ки­нуть ка­би­нет.

Обеды в школе плат­ные. Сто­и­мость обеда со­став­ля­ет $5. Не все блюда, пред­ла­га­е­мые на выбор, можно на­звать на наш взгляд здо­ро­вым пи­та­ни­ем, учи­ты­вая, что мы, в ос­нов­ном, вы­рос­ли на суп­чи­ках, кот­ле­тах и ком­по­тах. Меню вы­да­ет­ся на месяц, и ро­ди­те­ли могут на ими вы­бран­ные дни за­ка­зать ре­бен­ку школь­ный обед. Вот при­мер­ный список блюд, пред­став­ля­ю­щих­ся на выбор:


  • Гренки с сыром и са­ла­том из ма­ка­рон

  • Жа­ре­ная курица со струч­ко­вой фа­со­лью и мор­ко­вью

  • Мек­си­кан­ские тако с го­вя­ди­ной, са­ла­том латук, по­ми­до­ра­ми и сыром

  • Сырные па­лоч­ки

  • Пицца с сыром (это просто пицца с то­мат­ным соусом и боль­шим ко­ли­че­ством сыра)

  • Ра­ви­о­ли с сыром

  • Ма­ка­ро­ны с ку­ри­цей

  • Блин­чи­ки

  • Хот дог

  • Сэнд­вич с ку­ри­цей

  • Спа­гет­ти с теф­те­ля­ми

Если в какой-либо день ре­бе­нок школь­ный обед не по­ку­па­ет (на­при­мер, мои дети сырные па­лоч­ки не едят), то в этот день ре­бен­ку необ­хо­ди­мо дать обед с собой. С утра я упа­ко­вы­ваю ре­бен­ку го­ря­чий обед в тер­мо­се, так как в школе мик­ро­вол­но­вок нет и воз­мож­но­сти разо­греть еду не име­ет­ся. Помимо обеда, необ­хо­ди­мо дать ре­бен­ку с собой что-либо для лег­ко­го пе­ре­ку­са (фрукты, пе­че­нье…)

Оценки вы­став­ля­ют­ся по сто баль­ной си­сте­ме. 90-100% - это A, 80-90% - B, 70-80% - С, а все что ниже – F (то есть по-нашему двойка). Несмот­ря на раз­ре­кла­ми­ро­ван­ную аме­ри­кан­скую спра­вед­ли­вость, пред­взя­тое от­но­ше­ние учи­те­ля к уче­ни­ку все же воз­мож­но. На­при­мер, ре­бен­ку сни­жа­ли оценки за непра­виль­но вы­бран­ный от­те­нок зе­ле­но­го, когда он рас­кра­ши­вал модель земли.

В тре­тьем классе ос­нов­ны­ми пред­ме­та­ми яв­ля­ют­ся чтение, ан­глий­ский язык, ис­пан­ский язык, ри­со­ва­ние, пение, музыка, физ­куль­ту­ра, при­ро­до­ве­де­ние, ма­те­ма­ти­ка и об­ще­ст­во­зна­ние. К первым семи пред­ме­там у меня во­про­сов не воз­ник­ло. Хо­чет­ся также вы­де­лить ка­че­ство пре­по­да­ва­ния музыки, так как ре­бен­ка на­учи­ли играть на ду­доч­ке, и он уже имеет ба­зо­вое пред­став­ле­ние о том, как играть по нотам.

При­ро­до­ве­де­ние по­ка­за­лось нам от­но­си­тель­но адек­ват­ным. В те­че­ние года дети про­хо­дят раз­лич­ные темы, такие как свой­ства ма­те­рии, кру­го­во­рот воды в при­ро­де, ба­зо­вые по­ня­тия о пла­не­тах, вра­ще­ние земли вокруг солнца, пи­ще­вые це­поч­ки итд. Вот пример во­про­сов из теста:

Гарви давит куском льда на глину, пы­та­ясь смо­де­ли­ро­вать ледник. Что из ниже пе­ре­чис­лен­но­го по­ка­зы­ва­ет, чем лед от­ли­ча­ет­ся от глины? Ва­ри­ан­ты от­ве­тов (пра­виль­ный ответ – Глина мягче):
- Глина мягче
- Глина тверже
- Глина грубее
- Глина более глад­кая

Вот еще пример во­про­са:

Песок был одним из ма­те­ри­а­лов, ис­поль­зо­вав­ших­ся Ро­д­ри­го для мо­де­ли­ро­ва­ния лед­ни­ка. Что слу­чи­лось с песком, когда Ро­д­ри­го провел куском льда по глине и песку? (пра­виль­ный ответ – Песок по­ца­ра­пал глину)
- Песок пре­вра­тил­ся в крошку
- Песок исчез
- Песок по­ца­ра­пал лед
- Песок по­ца­ра­пал глину

Ма­те­ма­ти­ка, ко­неч­но, остав­ля­ет желать луч­ше­го. Задач на сме­кал­ку (из серии про хвосты и копыта) нет как та­ко­вых вообще.

Си­сте­мы обу­че­ния, что в нашем по­ни­ма­нии озна­ча­ет пре­по­да­ва­ние кон­цеп­ций от лег­ко­го к слож­но­му, тоже нет.

Про­ис­хо­дит пе­ре­ска­ки­ва­ние от одной темы к другой, никак не свя­зан­ной с преды­ду­щей. На­при­мер, с темы сло­же­ния стол­би­ком, на ко­то­рую учи­тель по­тра­тил только одну неделю, пе­ре­шли на тему изу­че­ния дробей. Дробям по­свя­ща­ет­ся тоже неделя. По дробям пи­шет­ся тест, а на сле­ду­ю­щей неделе уже изу­ча­ют си­сте­му из­ме­ре­ний (ки­ло­грам­мы, литры, гра­ду­сы Цель­сия, ки­ло­мет­ры). А потом почему-то пе­ре­хо­дят на изу­че­ние гео­мет­ри­че­ских фигур. Зачем-то пре­по­да­ет­ся, как по первым двум цифрам скла­ды­ва­е­мых чисел опре­де­лить ПРИ­МЕР­НО сумму, и это уже после того, как дети на­учи­лись скла­ды­вать стол­би­ком.

Теперь же рас­ска­жу о пред­ме­те, ко­то­рый вызвал у нас с мужем взрыв мозга. Здесь будет много текста. Пред­мет на­зы­ва­ет­ся Об­ще­ст­во­зна­ние (Social Studies), однако учеб­ник на­зы­ва­ет­ся Недель­ные За­ня­тия по Де­мо­кра­тии. Внизу – фо­то­гра­фия этого ше­дев­ра.

Темы идут по неде­лям. Сразу замечу, что какой-либо си­сте­мы, по ко­то­рой от­би­ра­лись эти темы, нет. Такое чув­ство, что у со­ста­ви­те­ля про­грам­мы детей своих ни­ко­гда не было, и он/она/они явно чего-то пе­ре­ку­ри­ли и от­би­ра­ли темы по прин­ци­пу  ран­дом­но­го вы­тя­ги­ва­ния кар­то­чек. Итак, темы вы­ло­же­ны ровно в том по­ряд­ке, в ко­то­ром они идут в учеб­ни­ке.

Изу­че­ние каждой темы за­ни­ма­ет неделю. Имейте ввиду, что эти темы пред­ла­га­ет­ся изу­чить вось­ми­лет­ним детям.


  • Древ­ний Рим и Древ­няя Греция (зачем эта тема здесь вообще?)

  • Неза­ви­си­мость Аме­ри­ки

  • Новая нация

  • Раб­ство в Аме­ри­ке

  • Сво­бо­да в Аме­ри­ке

  • Права женщин

  • Гео­гра­фия Аме­ри­ки (да, мы прыг­ну­ли с прав женщин на гео­гра­фию. К этому мо­мен­ту в голове у ре­бен­ка полный дурдом)

  • Гео­гра­фия мира

  • Пер­во­от­кры­ва­те­ли

  • Об­ра­зо­ва­ние для всех (про пер­во­от­кры­ва­те­лей мы видимо уже забыли к этому мо­мен­ту)

  • Ха­рак­тер аме­ри­кан­ца

  • Пра­ви­тель­ство

  • Новая эра для Аме­ри­ки

  • Эле­а­но­ра Ру­звельт

  • Спра­вед­ли­вость и то­ле­рант­ность (да да! Здесь о том, что надо при­ни­мать других такими, какие они есть)

  • Ре­сур­сы

  • Мы за­ви­сим друг от друга

  • Сколь­ко Это Стоит?

  • Деньги! Деньги Везде!

  • Деньги в твоем кар­мане

  • Аме­ри­кан­ская юри­ди­че­ская си­сте­ма

  • Ста­но­вясь пре­крас­ным об­ще­ством

  • Закон и по­ря­док

  • Аме­ри­кан­ский труд

  • Раз­но­об­ра­зие и куль­ту­ра

  • Мо­ло­дая де­мо­кра­тия в Мали (почему именно в Мали?)

  • Де­мо­кра­тия во всем мире

Ма­те­ри­а­лы по де­мо­кра­ти­че­ским недель­кам из­ло­же­ны в виде га­зет­ных статей. Их со­дер­жа­ние – от­дель­ная тема. Нас очень сильно ин­те­ре­со­ва­ло, учи­ты­вал ли со­ста­ви­тель тот факт, что це­ле­вая ауди­то­рия – это вось­ми­лет­ние дети.

Вот фо­то­гра­фия недель­ки на тему “Деньги в твоем кар­мане”. Детям объ­яс­ня­ет­ся, что такое про­цент­ная ставка, и что в свои восемь лет они вполне могут вкла­ды­вать деньги в рынок ценных бумаг.

Вот фо­то­гра­фия из темы “Деньги, Деньги Везде!” Ре­бен­ку пред­ла­га­ют изу­чить, как по­явил­ся доллар, какие формы денег бывают, что доллар был обес­пе­чен зо­ло­том, кто и как пе­ча­та­ет деньги. На­сколь­ко такая ин­фор­ма­ция по­лез­на ре­бен­ку в 8 лет?

А вот как рас­кры­ва­ет­ся тема Второй Ми­ро­вой войны. Вы знали, на­при­мер, что Ру­звельт всех по­бе­дил с по­мо­щью Ста­ли­на и Чер­чил­ля? А что он ос­но­вал ООН?

За­меть­те также, что в теме о Второй Ми­ро­вой па­рал­лель­но рас­ска­зы­ва­ет­ся о про­ис­хож­де­нии мишки Teddy Bear. А почему бы и нет? И еще на всякий случай абзац о том, что надо ува­жать себя и других. Кто бы знал, как эти кон­цеп­ции свя­за­ны друг с другом.

Как мы за­пол­ня­ем про­бе­лы в об­ра­зо­ва­нии? Ре­бе­нок по­се­ща­ет до­пол­ни­тель­ные за­ня­тия в рус­ской вос­крес­ной школе, где ходит на ма­те­ма­ти­ку, шах­ма­ты и уроки рус­ско­го языка. На шах­ма­ты из­на­чаль­но за­пи­са­ли именно для раз­ви­тия ло­ги­че­ско­го мыш­ле­ния, а уроки до­пол­ни­тель­ной ма­те­ма­ти­ки по воз­мож­но­сти вос­пол­ня­ют грубые про­бе­лы аме­ри­кан­ской про­грам­мы.

Что ка­са­ет­ся де­мо­кра­ти­че­ских неде­лек, то мы, во-первых, за­ме­ча­ем, что по­ло­ви­на этого бреда в голове ре­бен­ка даже не оста­ет­ся (как в прочем и в наших, хотя муж до сих пор жа­лу­ет­ся, что он на всю жизнь за­пом­нил, что самый боль­шой гру­зо­вой са­мо­лет в США это CJ130 Hercules). Когда с прав женщин пры­га­ют на гео­гра­фию, а потом с пер­во­от­кры­ва­те­лей на об­ра­зо­ва­ние для всех, то в голове такая каша, что кон­крет­ных знаний ре­бе­нок не по­лу­ча­ет и по­про­сту уже не помнит того, что учили на про­шлой неделе. Во-вторых, поль­зу­ясь тем, что ре­бе­нок сво­бод­но читает на рус­ском, в со­от­вет­ствии с его воз­рас­том мы пред­ла­га­ем ему книги по рос­сий­ской про­грам­ме. Чем он будет старше, тем более де­таль­но и по­дроб­но мы осве­тим для него тему Второй Ми­ро­вой войны.

Что же ка­са­ет­ся во­про­сов прав мень­шинств, то­ле­рант­но­сти, расы и всего про­че­го, то мы задаем ему со­от­вет­ству­ю­щие во­про­сы, на ко­то­рые на­пря­мую сами не от­ве­ча­ем. На­при­мер, мы го­во­рим, что мама с папой оба ра­бо­та­ют. Пра­виль­но ли это, что мы платим 30% на­ло­гов с каж­до­го дол­ла­ра, что за­ра­ба­ты­ва­ем, а пра­ви­тель­ство ча­стич­но пе­ре­да­ет эти деньги в виде по­со­бий тем, кто пред­по­чи­та­ет годами не ра­бо­тать (таких людей он видит еже­днев­но на улице, и да, они не белого цвета). Что ка­са­ет­ся во­про­сов сво­бо­ды, то в преды­ду­щей статье я писала о том, что лето ре­бе­нок про­во­дит в России у ба­бу­шек/ де­ду­шек, где он сво­бод­но гуляет, ка­та­ет­ся на ве­ло­си­пе­де, может даже сам схо­дить в ма­га­зин. Выводы о том, где он себя чув­ству­ет сво­бод­нее и уве­рен­нее, он сде­ла­ет для себя сам.

Ав­тор­ство:
Ав­тор­ская работа / пе­ре­во­ди­ка
Ком­мен­та­рий автора:

От­дель­но от­ступ­ле­ние для тех, кто за­хо­чет на­пи­сать ком­мен­та­рий из серии “Чего вы пы­жи­тесь, ре­бе­нок все равно у вас будет аме­ри­кан­цем”.

Я ро­ди­лась  и вы­рос­ла в России, муж в Бе­ло­рус­сии.  В Аме­ри­ке мы оба про­жи­ва­ем более 10 лет. От род­но­го граж­дан­ства мы не от­ка­зы­ва­лись, дети у нас ро­ди­лись уже в Аме­ри­ке (то есть вопрос, а о каком бу­ду­щем для детей мы думали, когда ехали, от­па­да­ет, так как ехали мы ис­клю­чи­тель­но с целью ка­рьер­но­го роста, когда детей еще и в мыслях не было, а дол­го­сроч­ных планов по мо­ло­до­сти особо не стро­и­ли). Более того, домой мы ездим почти каждый год и связей не теряем.

Хотим ли мы вы­рас­тить из детей аме­ри­кан­цев? Ни в коем случае! Го­то­вим ли мы их к тому, что всю остав­шу­ю­ся жизнь они про­жи­вут в Аме­ри­ке? Нет, не го­то­вим, и мы не ис­клю­ча­ем того факта, что в даль­ней­шем они будет  жить в России. Да и каждый год, по­се­щая Россию и на­хо­дясь там  три месяца, они смогут сде­лать для себя выбор сами. Думаем ли мы вер­нуть­ся? Да, тео­ри­ти­че­ски это воз­мож­но. Ас­си­ми­ли­ро­ва­лись ли мы  в аме­ри­кан­ский образ жизни? Тоже нет! Наши самые близ­кие друзья – рус­ско­го­во­ря­щие.

С фразой “с вол­ка­ми жить – по-волчьи выть” ка­те­го­ри­че­ски не со­глас­ны. Так можно до­го­во­рить­ся и до того, что, к при­ме­ру, врачи, на­хо­дя­щи­е­ся на гу­ма­ни­тар­ных мис­си­ях в Зим­баб­ве, должны жить по за­ко­нам мест­ных племен…

Фразы “никто вас дома не ждет, мне на вас по**й” – просто иг­но­ри­рую, так как люди, до­воль­ные своей жизнью и на­шед­шие гар­мо­нию в своей душе, таких ком­мен­та­ри­ев не остав­ля­ют.

Tags: Из дальних странствий возвратясь..., Школа
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 5 comments