Цели и задачи ботов. Их функция.
Сначала оговоримся, что существует ряд коммерческих структур, которые предлагают своим клиентам услуги ботов для решения их задач. Количество таких структур неуклонно растет, как и качество предоставляемых ими услуг. Особенно это происходит перед стартом предвыборных кампаний.
Итак:
1. Технические боты. За ними и в самом деле могут стоять прописанные программы. Задачи: а) накопление количества «лайков» и односложных комментариев под необходимой публикацией (известно, что Facebook в выдаче публикаций может ориентироваться на «Популярные новости», то есть на вашей странице будут появляться только наиболее «лайкаемые» и комментируемые публикации ваших друзей); б) создание видимости массы «друзей» у ботов с более серьезными задачами (доверие к странице даже бота, у которого много «друзей» значительно выше); в) функция «боевые боты» (об этом ниже); г) продвижение необходимых заказчику публикаций и сообщений через «репосты» на странице бота; д) «лайки» под необходимыми публикациями на интернет-сайтах (поисковые машины типа Google, Yandex и т.д. считают публикации с большим количеством «лайков» и «репостов» более приоритетными при поисковой выдаче).
2. Боевые боты. Нужны для посещения в Facebook страниц идеологических оппонентов, в т.ч. таких, которые публикуют материалы только для друзей или подписчиков. При этом до определенного момента не проявляют своих взглядов, целей и эмоций. С наступлением времени «Ч» — сразу публикуют необходимую информацию, комментарии или же отправляют жалобы в Facebook для блокирования страниц неугодных (чем больше жалоб на ту или иную страницу, тем более высока вероятность ее блокировки).
3.«Сливные бачки». Иногда для «отмывки» определенной информации создаются специальные аккаунты, которые некоторое время демонстрируют жизнь реального человека, но в определенный момент начинают публиковать «инсайдерскую» информацию. В дальнейшем на них будут ссылаться другие тематические сайты и СМИ.
4. Боты от сайтов. Практически все сайты имеют свою страничку в Facebook. Для того, чтобы ее завести, необходимо иметь персональный аккаунт. Нередко такой аккаунт создается на виртуальную личность. Эти боты обычно мало активны.
5. Гиперболизирующие боты. Тонкий инструмент идеологов и технологов. Выполняют функцию «втирания в друзья» к оппонентам заказчика. С виду полностью поддерживают идеи и мировоззрения оппонента. Однако периодически осуществляют вброс «гиперболизированной информации» (в нынешней информационной войне такое можно наблюдать неоднократно). Эту информацию «раскручивает» уже заказчик с отсылкой на публикацию этого бота в формате «Посмотрите, что пишут наши оппоненты!». Пример – группа любителей определенной марки телефона, в которую затесался такой бот. Неожиданно бот пишет, что «все пользователей других марок телефонов – тупые!». Его поддержат даже некоторые члены группы. Это сообщение будет «раскручено» заказчиком работы бота, и основная аудитория начнет относиться к любителям данной марки мобильного телефона весьма скептически. Как и к самой марке, если среди ее поклонников есть такие пользователи.
6. Интеллектуальные «боевые» боты. Чаще всего их называют «троллями». Эта категория наиболее интересна, поскольку использует собственный интеллектуальный ресурс, который без должной подготовки и знаний выливался бы в ничто. Ключевое в их работе это «подготовка и знания». То есть такой бот «заряжен» необходимой информацией, натренирован и отпущен в информационное поле пропагандировать необходимое мнение. Он постоянно получает новые вводные. Задача – прежде всего общаться, создавая фон для необходимых «вбросов» по необходимой тематике. Большую часть времени тратят на комментирование своей ветки, а, при отсутствии активных диалогов у себя на странице – для комментирования других, чаще всего наиболее авторитетных пользователей Facebook.
7. Реальные люди, с промытым до уровня «бот» мозгом. Так же «тролли». Манипулятивные технологии позволяют сделать из ряда индивидуумов роботов (вспомним, что термин «бот» произошел от понятия «робот»). Они реагируют на ключевые фразы или смыслы, и вступают в дискуссию, используя шаблонные фразы и лозунги, мало имеющие отношение к заданной тематике. Их «включает», повторюсь, запрограммированная фраза или смысл. Особо ярко это можно заметить в настоящее время, в общении по поводу происходящего на Юго-Востоке Украины. Любая попытка вывести подобного бота на диалог с использованием логических конструкций скатывается в оскорбления с его стороны – у бота просто рушится запрограммированная цепочка смыслов, и, чтобы не разрушать свое сознание, ему приходится переходить на оскорбления. Если же такой бот в реальной жизни мало что из себя представляет, закомплексован, аморфен по отношению к окружающему миру и т.д., то он начнет цепляться к цифрам и орфографии, забывая про обсуждаемую тему. Это опять же защитная реакция, поскольку осознание собственной неправоты и понимание собственной «ботовости», для таких персонажей равносильно суициду. Из примеров в нашей реальности – попытка общения с любым активистом любого майдана в момент самых активных мероприятий. Просто попытайтесь воззвать к логике – ничего кроме эмоций в ответ вы не услышите.
Как распознать бота?
Все боты, кроме реальных людей и, нередко, «троллей» (пункты 6 и 7), создают аккаунты с явно ложной информацией о себе.
Давайте рассмотрим, на какие из пунктов следует обратить внимание:
— аккаунт создан не так давно, однако он активно публикует малозначащие фразы, ссылки и картинки. Активно комментирует.
— аккаунт создан недавно, ведет его неизвестная личность, однако у бота уже масса «друзей», чьи страницы очень похожи на этот аккаунт.
— аккаунт создан недавно, он не заполнен личной информацией, фотографиями, однако нередко комментирует записи в других аккаунтах (отмечу, что подобные аккаунты могут иметь и реальные люди с конспирологическим мышлением. Отличить их не сложно – у них есть друзья, с которыми они ведут длинные и интересные дискуссии).
— записи в аккаунте не комментирует никто, однако их много. Или же комментарии односложные. Возможно, их много «лайкают».
— хозяин аккаунта не участвует в обсуждении собственных записей – ни на своей странице, ни в группах, в которых он делится записями (чаще всего это боты от сайтов). Их можно проверить попытками вывести на диалог.
— аккаунт создан давно, долгое время он не вел никакой активности, и ни с того ни с сего начинает делать по 10 записей в день (возможно, аккаунт взломан).
— много записей от других людей на станице.
Если вы замечаете совпадение хоть по одному из вышеприведенных пунктов, рекомендую обратить более пристальное внимание к такому аккаунту. Возможно, вы заметите и другие подозрительные детали.
Также рекомендую обратить внимание на следующие факты.
— обычно у вас появляется не более двух-трех новых «друзей» в неделю, а то и в месяц. И ни с того ни с сего к вам в друзья и подписчики начинает проситься множество новых аккаунтов. В 99% случаев – вас готовят к тому, чтобы «забанить». В случае, если хотя бы четверть из ваших неожиданных «новых» друзей подозрительны, рекомендую банить всех, кто зашел в этот промежуток времени. Не банить можно только тех, кто является 100% реальным человеком.
— если к вам в друзья «стучится» сразу множество аккаунтов, созданных за определенный период (чаще всего не более чем за одну неделю), то рекомендую банить всех.
— страницы «подписчиков» также необходимо исследовать на предмет «ботовости» по вышеприведенной схеме.
— В 2015 году у ботов появилась новая схема. При необходимости добавиться в друзья к кому-то известному, но не доверяющему «людям с улицы», они начинают добавляться в друзья к его друзьям. При накоплении достаточно количества общих друзей, они подают заявку на дружбу своей цели. Функция этих ботов – забанить именно свою цель по жалобе на публикации (по этой схеме бан страницы происходит гораздо быстрее. См. ниже).