Я думаю, различие между еврейскими кланами сефардов и ашкеназов уходят гораздо дальше в глубь веков, чем принято считать.
Семиты времён иудейского царства состояли из двух этнических общин, различающихся ведением хозяйства и образом жизни. Это морские полукочевники финикийцы - купцы, работорговцы и пираты и полукочевники пустыни - скотоводы иудейцы (По имени их государства – Иудеи). Они изначально жили на одной территории и имели единый язык. После у них возникла и единая религия - иудаизм.
Разделение семитов на кочевников-скотоводов и кочевников моря произошло очень давно. Задолго до Моисея. об этом я писал вкратце в статье О боге едином, или как возник монотеизм
“Надо знать, что представляла собой эта полоска полупустыни в те времена.
Всё дело в том, что на ней жил удивительный по тем временам народ – финикийцы. Тоже семиты. На суше им было трудно прокормиться и они завоевали море. Это были мореходы, купцы, пираты, работорговцы и ростовщики. Их корабли владычествовали во всём средиземноморье несколько тысячелетий, до самых римских времён и уже, как минимум, 3000-4000 лет назад плавали вокруг Африки. О богатствах их ходили легенды. Земля текла молоком и мёдом” ...
... Сила этих купцов была в единстве финикийского мира, вопреки всем расстоянием. И они строго следили, чтобы местные колонии, разбросанные по всему средиземноморью, не ассимилировались и не теряли языка. ...
Узнаёте знакомые черты еврейского характера?
Узнаёте привычный сегодня еврейский род занятий?”
Эти два близкородственных семитских народа вначале взаимодействовали на общей территории, учась друг у друга. Письменность и деловые навыки перенимая у морских полукочевых семитов, а идеологию-религию у сухопутных полукочевых семитов. При общем языке. Этот процесс занял ни много, ни мало около 500 лет.
Потом исторические пути этих близкородственных семитских народов опять разошлись.
Большую часть населения Иудеи и Израиля (сухопутные евреи) оккупанты персы вывезли в Вавилон. А морские евреи - финикийцы перетекли из ставшего опасным места в свои колонии по всему Средиземноморью. Где то в это время или чуть раньше они основали Карфаген. Многонациональный город, в котором они доминировали. Часть иудейцев остались в Иудее. Их стали называться самаритянами.
Первый источник: Позже хотя персы и отпустили своих налогоплательщиков-иудейцев обратно в Иудею, но большинство их осталось в богатой цветущей Персии. Не захотели возвращаться в нищую, пустынную, разорённую войнами Иудею. В дальнейшем они эволюционировали в иранских евреев.
В последствии часть иранских евреев захватила власть в мощной хазарской империи, обратив в иудаизм если не всех хазар, то её феодально-купеческую верхушку. Хазары захватили военным путём большую часть юго-восточной Европы и рассеялись по ней. Хазарские иудаисты после деградации и разгрома своего государства - Хазарии осели в Европе, эволюционировав в ашкеназов.
Второй источник: Наиболее фанатичная (или наиболее бедная, не прижившаяся в Персии) часть евреев ушла в Иудею, восстановила Иерусалим и в дальнейшем восстановила там религиозный центр иудаизма, оказывающий большое идеологическое влияние на западных и восточных семитов.
Третий источник: Западные семиты – потомки мореходов-финикийцев с центром в Карфагене процветали ещё несколько веков. Пока их не разорили римляне в результате пунических войн. После этого они разбежались по северной Африке и западной Европе, прежде всего на Иберийском полуострове и в Италии. В дальнейшем они эволюционировали в общину сефардов..
Когда римляне разорили и Иудею и разрушили второй храм, евреи из Иудеи разбежались кто на запад, кто на восток, объединившись со своими единоверцами и привнеся к ним ортодоксальный иудаизм, дополнительно объединив две слабо связанные общины единой верой, очищенной пришлыми иудейскими евреями-ортодоксами от местечковых ересей.
В дальнейшем по мере восстановления и развития Европы, отошедшей после катаклизмов великого переселения народов, и вавилонская община, и карфагенская просачивались в Европу, взаимодействуя между собой на её западных территориях, но тем не менее сохраняя различие между потомками морских кочевников-финикийцев сефардами и потомками сухопутных кочевников-иудейцами ашкеназами. Иногда доходящее до плохо прикрытой вражды. И объединяющиеся только для противостояния с гоями, в равной степени эксплуатируемыми обоими общинами
И сейчас эти различия между двумя общинами евреев, потомков сухопутных и морских бродяг не исчезли. И судя по многотысячелетней истории раздельного существования двух семитских общин, объединённых одной религией, вряд ли исчезнут в обозримом будущем.
Сейчас на территории Израиля формируется третья община евреев, начинающая приобретать черты новой нации. Если Израиль просуществует ещё лет 200, то окончательно сложится новая нация с религией, напоминающей иудаизм времён до римского завоевания и реформ Гамалиила второго. С восстановленным храмом когенами и левитами.
Ашкеназы и сефарды, в массе своей оставшиеся в голуте, будут исповедовать хасидизм разного толка. Иудейский мир будет напоминать христианство с её католической церковью с единым центром и кучей автономных протестантских сект. И они будут продолжать расходиться всё дальше друг от друга по образу жизни и менталитету.
Если человечество сохранится в том виде, каком мы его знаем.