bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

О боге едином, или как возник монотеизм

Как возник монотеизм?

Начнём с того, что между единобожием и многобожием разница не столь существенна, как об этом думают единобожники. В любой политеистической религии всегда есть один главный бог. И есть второстепенные боги, часто слуги главного бога. И в любой монотеистической религии единый бог не един. Он тоже окружён своими слугами: ангелами, архангелами, серафимами, херувимами, силами небесными и кроме них обязательно имеется бунтарь-дьявол, антагонист бога в окружении бесов, своих слуг. (А иначе кто бы портил людям существование? Не бог же собственной персоной. Он же добрый и справедливый) Назови всех этих существ младшими богами и разница между многобожниками и однобожниками совсем исчезнет. Так что разница только в названии.

Где то в 14м веке до нашей эры в Египте правил странный фараон. Эхнатон. Муж той самой Нефертити.

Не вполне ясно, что там у него произошло с многочисленными египетскими жрецами. Пишут, что мощные кланы фиванских жрецов были недовольны его воцарением. И даже наслали на него порчу. (Отравили, что ли?) Но и Эхнатон был не слабый парень. И во вражде к ним пошёл до конца. Во первых, он сменил своё имя, данное ему при рождении Аменхотеп (Что значит "Амон доволен") на Эхнатон — «Атон доволен». Амон и Атон – это египетские боги.
(Вообще в египетском пантеоне сам чёрт ногу сломит. Там есть боги с разными именами, означающими одно существо. Есть боги с одинаковыми именами, но разные существа. И есть боги, являющиеся воплощениями других богов. Есть даже боги, которые родили собственного отца - как известно, богам законы природы не писаны… И всё это менялось с веками.)

Во вторых, Эхнатон провозгласил бога Атона – бога света, единственным египетским богом.
(Почему он так возлюбил свет, до его обожествления? Медики говорят, что, судя по его скульптурам, у Эхнатона был редкий генетический дефект. При котором светочувствительность сетчатки глаза сильно ослаблена. И чтобы видеть, ему надо было много света. Так и представляется испуганный подросток в тёмном опасном дворце ночью. Единственное, что он видит, это небольшое пятнышко единственного факела в кромешной тьме его спальни. Он молится на него и ждёт, когда большой факел - божественное солнце вернёт ему мир вокруг него.)

Атон – единственный бог, а Эхнатон – единственный его земной сын. Один бог на небе – один царь на земле! А всех остальных богов объявил либо чертями, либо слугами божьими, либо просто несуществующими. В чём была разница между старыми и новым богом не вполне ясно. Но вроде Атон был добрым и справедливым богом, в отличие от прочих звероподобных египетских богов. И не имел своего изображения. Так как считался состоящим из света. И имел не изображение, а только символ – солнечный диск.


В третьих Эхнатон перенёс столицу в новое место. В четвёртых окружил себя новой знатью и новой бюрократией, набранной из низших и средних слоёв общества. Создал опричнину, выражаясь более поздним языком.

Таким образом, Эхнатон был первым, упомянутым в истории творцом религии. Причём первой монотеистической религии, известной историкам. Однако, жил этот фараон не долго. То ли он сам умер, то ли ему помогли, но власть в Египте опять взяла прежняя элита. Новую столицу забросили. Про неё забыли на тысячелетия и откопали её только в 20м веке. (И хорошо, что забыли. Все ценности гробницы фараона дошли до наших дней не разграбленными.) Что сделалось с его опричниками, я не знаю, а вот жрецов его нового культа подвергли жестокому преследованию. И они вынуждены были скрываться до конца своих дней.

И вот тут происходит для нас самое интересное. В Египте примерно в это же время появляется новый пророк и колдун, который по легенде где то скрывался 40 лет. Ждал, видимо, пока всё утихнет. Звали его в современной транскрипции Моисей. Он, правда, говорил, что скрывался не как сторонник нового культа, а как убийца стражника. (Плохо бы ему было, если бы сознался в крамоле и ереси. А за убийство все сроки давности давно уже прошли за 40 лет). Так вот, этот новый пророк провозглашает своим богом невидимого единого бога. Доброго и справедливого. Правда, в последствии, для придания этому богу авторитета среди жестоковыйных потомков Израиля, пришлось откорректировать его характер в сторону большей злопамятности и мстительности. Что бы боялись. Но все равно, в остальном бог был добрый и справедливый.

Но зачем Моисею был бог, которому никто не поклоняется? А кто будет поклоняться, если за это казнят, как врагов народа? Надо было найти и навербовать адептов свое религии. И вывести их подальше от преследователей. Но не зря Моисей ходил по Египту 40 лет. Присмотрел он одно, даже не племя, а конгломерат семитских родов. Недовольных своим положением в египетском обществе, которому не хватало только единого вождя, чтобы организоваться против власти. Возможно, потому присмотрел именно это племя, что сам происходил из египетских семитов. Фараон Эхнатон набирал в опричнину как раз людей без роду и племени, которые не были хоть как то связаны с египетской знатью. Но Моисей плохо говорил на их языке. Нужен был посредник. И Моисей нашёл его в лице Аарона. Впечатлив его несколькими знамениями, которые в наше время выглядят незамысловатыми фокусами, а также перспективами стать главным священником при новом пророке, Моисей взял Аарона себе в помощники и переводчики. Впоследствии Аарон завербовал в свои сторонники потомков Левия. Небольшое и не очень авторитетное племя Израилево. Однако их количества вполне хватило для выполнения полицейских функций в новом Моисеевом союзе семитских племён-родов. Чем левиты и занялись. Всякую оппозицию Моисею и Аарону левиты пресекали решительно и жестоко.


Далее всё происходило по Библии. И посох превращался в змею, и 10 казней египетских обрушились на страну. Что касается посохов и змей, то египетские жрецы славились умением показывать фокусы. Которыми производили неизгладимое впечатление не только на народ, но и на знать, и даже на фараона.

Что касается казней, то началось с того, что в Ниле вода покраснела. Сейчас это объясняют быстрым размножением бурых водорослей, ядовитых для многих живых существ. Но пригодных в пищу многим простейшим. Которые и положили начало новым пищевым цепочкам, приведшем к огромному увеличению одних живых существ (комары, а в последствии жабы и змеи, питающиеся жабами) и к гибели и голоду теплокровных животных. (Хищники с голодухи, после вымирания травоядных, начали нападать на людей.) А в последствии началась и гибель от отравления зараженной водой и людей, особенно младенцев. Особенно первенцев, обычно более слабых по сравнению с последующими детьми. Покраснения вод Нила, по взглядам современных учёных, иногда случается, когда в пустынях выше Египта по течению Нила идут обильные дожди. И соли с поверхности пустыни смываются в Нил. Что губительно сказывается на обычной фауне Нила, но способствует размножению бурых водорослей. Что касается "осязаемой тьмы", так это связывают со взрывом вулкана Санторин как раз в то время и выбросом огромного шлейфа пепла. Кто видел пеплопад, то поразится точности метафоры: "осязаемая тьма". Пепел от вулканов, как это видно на современных спутниковых снимках, распространяется довольно узким шлейфом по ветру. Этот шлейф накрыл полоску Нила, но миновал места в стороне, где селились потомки Израиля. А может и "красный прилив" в Ниле тоже был вызван отравлением воды огромными количествами осевшего пепла. Пепел извергался долго. И выброшено его было десятки кубокилометров. Мощное было извержение. Шлейф мог вначале накрыть по воле ветра верхний Нил, а только потом земли Египетские.


Короче, все жутко напугались и фараон отпустил сагитированный Моисеем и его подручным Аароном народ Израилев на исход в обетованную землю.

Почему Моисей выбрал в качестве обетованной земли полоску полупустыни на восточном берегу средиземного моря? Что, места пообетованнее не нашлось?

А вот и не нашлось! Надо знать, что представляла собой эта полоска полупустыни в те времена.

Всё дело в том, что на ней жил удивительный по тем временам народ – финикийцы. Тоже семиты. На суше им было трудно прокормиться и они завоевали море. Это были мореходы, купцы, пираты, работорговцы и ростовщики. Их корабли владычествовали во всём средиземноморье несколько тысячелетий, до самых римских времён и уже, как минимум, 3000-4000 лет назад плавали вокруг Африки. О богатствах их ходили легенды. Земля текла молоком и мёдом.

Однако на суше эти владыки морей не имел постоянного войска. Они или откупался от врагов, или использовал наёмников для защиты себя. Или, когда вышеописанные меры не помогали, просто грузили всё ценное на корабли и отплывали в свои многочисленные колонии. Так что большого сопротивления Моисей не ожидал. Да и не могло его быть. Финикийцы – кочевники моря. Израиль – кочевники пустыни. Они практически не соприкасались в своей деятельности. И не могли иметь серьёзного повода для конфликтов. Конфликт между ними, это что то вроде драки кита со слоном.

Народ этот - финикийцы, кстати, первым в мире изобрёл азбуку. Они взяли за основу египетские иероглифы. Только не рисовали их целиком, а проводили контур по точкам. Иногда упрощая иероглиф для удобства контурирования. Но этот контур не был иероглифом. Он был начальным звуком того слова, которое обозначал этот иероглиф, но на пра-семитском языке. В последствии этот финикийский алфавит преобразовался в азбуку языка, которой в более поздние времена стал называться ивритом. Сила этих купцов была в единстве финикийского мира, вопреки всем расстоянием. И они строго следили, чтобы местные колонии, разбросанные по всему средиземноморью, не ассимилировались и не теряли языка. Так как письменный финикийский был буквенным, а не иероглифическим языком. И одинаковость произношения имело большое значение.

Узнаёте знакомые черты еврейского характера?

Узнаёте привычный сегодня еврейский род занятий?

Эти особенности народа – странника сформировались задолго, очень задолго, до Моисея.

У этого народа было большое достоинство с точки зрения основателя новой религии. Этот народ был разбросан по всему тогдашнему миру, что облегчало дальнейшую миссионерскую деятельность в средиземноморье. Кроме того финикийцы не подчинялись ни одному царю. Ни одно царство не простиралось так далеко, как были разбросаны их колонии. А на их кораблях в море правил только капитан. Он же глава рода.

Но был у этого народа один большой недостаток: отсутствие единой идеологии, сплачивающий народ. В роли которой лучше всего выступает религия с единым ревнивым и мстительным богом. Но у финикийцев вместо бога единого было великое множество разнообразных родовых божков. Габри-эл, Ури-эл, Мика-эл, Рафа-эл, и прочие элохим. А у сухопутных семитов был ещё родовой бог племени Иуда, и возможно, всего Израиля, вышедшего из Египта – Яхве. И ещё множество различных племенных божков враждебных Израилю семитских племён.

Примечание: звуки ал, эл, иль, ол и т.д. у семитов обозначали бога. Сравните аллах, молох, Баал зебуб (повелитель псоголовый), он же Вельзевул. У семитов нет знаков, означающих гласные звуки. И они пишут только согласные. В данном случае знак, означающий звук "Л". А гласные звуки каждый добавляет сам, в зависимости от произношения, принятого в его местности. (Это произошло потому, что звуковой опорой семитских языков являются согласные. Которые, в силу особенности фонетики семитских языков более стабильны во времени. А гласные могут сильно меняться во времени и пространстве. Поэтому, если бы финикийцы ввели бы в алфавит и гласные, то их единый письменный язык рассыпался бы на региональные составляющие. И они бы перестали понимать письменность друг друга. Что сделало бы невозможным единство их бизнеса - основы их могущества.) А окончание "им", означает множественное число. То есть, "элохим" это буквально – "боги"

Такое множество божков фанатический приверженец единого невидимого бога допустить не мог. (Конечно фанатический! Как проникся верой в юном возрасте, так и хранил в себе её десятилетиями. Несмотря на гонения и угрозу жизни. Все, которые не были фанатиками, давно уверовали в других, более полезных в практической жизни богов. И менее опасных!)

Не знаю, как вышло: то ли гениальный Моисей так и задумал объединить средиземноморскую транспортно-финансовую сеть из семитов и сковать её единой религией-идеологией, то ли само так получилось, но он и его последователи стали активно распространять своё единобожие на вновь обретённых соотечественников. Я намерено не пишу "завоеванных". Хотя Библия говорит именно о завоеваниях. По современным археологическим данным никакого завоевания не было. А была относительно мирная ассимиляция семитских народностей в единое целое. Письменность и деловые навыки морских полукочевых семитов + идеология сухопутных полукочевых семитов. При общем языке и письменности. И объединения их религий в одну. Этот процесс занял ни много, ни мало около 500 лет. Процесс объединения народов шёл путём объединения религии – идеологии через объединение многих богов в одного. Вначале Яхве объединили с Элохим. Типа, это один бог. Только у него много имён. При этом божки мелких союзных родов записывались в ангелы, слуги божии. (Габриэл, Уриэл, Микаэл, Рафаэл ). Рода были малозначительные. Не достойные поклоняться самому богу. Будем считать, что они поклонялись не богу, а всего лишь слугам божиим. А то возомнят о себе невесть что. Кстати, бычка, которому евреи отливали золотой памятник, за что их резали левиты по наущению Моисея и Аарона, впоследствии решено было всё таки оставить в пантеоне. Правда в роли слуги бога. Но зато главного. Ну никак не хотели пастухи-семиты перестать поклоняться своему кормильцу! Серафим (херувим, керубим в иной транскрипции), везде, кроме как по русски, пишется как "керубим". "Керуб" как раз и означает "бык". А окончание "им" означает множественное число. То есть, слово сиё означает "быки". Слуги божии. Поклоняться им не возбранялось, но всё же за поддержкой рациональнее обращаться к господину, а не его слугам. А божки враждебных племён записывались в бесы, враги божии. (Молох, Баал зебуб, и т.п.)

Лет 600 до р/х было произведено упорядочивание еврейской литературы и сведение её в единую книгу. При этом её хорошо идеологически почистили и дополнили. Оттуда были выброшены книги, не отвечавшие новым реалиям, и добавлена новая книга – Второзаконие, которую приписали Моисею (Для придания авторитета новой книге. В которой провозглашался ряд законов, призванных смягчить классовые противоречия в иудейском обществе.) Сделано это было для сплочения народа перед лицом ассирийской агрессии. Когда Израиль уже был оккупирован, а Иудея сохранила некоторую независимость, откупившись данью. Тогда же произошло окончательное сокращение иудейских богов до одного. Сделано это было для идеологического объединения государства, под лозунгом "Один бог на небе – один царь на земле!"

Этот процесс закончился уже в вавилонском плену, когда в плену окончательно произошла селекция: от ядра евреев – фанатиков отделились все, кто предпочёл местных популярных богов единому богу, от которого одна морока и неприятности. (Неприятности происходили именно из-за концепции единого бога. Порождавшей веронетерпимость. Многобожники очень веротерпимы. У тебя один бог, а у меня - другой. Чёрт его знает, сколько богов в мире. Но вреда не будет, если я для успеха в делах на всякий случай принесу жертву и твоему богу. Именно единобожие и накликало на евреев и гонения со стороны римлян. Они просто предложили евреям приносить жертвоприношения и ихним богам тоже. А те почему то заартачились к удивлению римлян. Даже стали разрушать римские храмы на своей территории. Непорядок! К тому же бюджеты храмов недополучили положенное.)

Это ядро евреев - фанатиков и понесли своего единого бога в массы язычников. А заодно рассеяние "помогло" им организовать на отработанных тысячелетиями принципах морской торговли торговлю сухопутную. И когда Рим оккупировал всё средиземноморье и разорил почти все береговые базы пиратов - семитов а также уничтожил последнее финикийское государство - Карфаген, последние плавно перетекли на сушу. И продолжили там свой гешефт.

Так и возникло единобожие. Которое потом развилось в три великих аврамических религии: христианство, ислам и иудаизм. Которые и создали современный мир. Перекраивая сознание человека в соответствии с наличием единой для всех божественной истины и нетерпимости к инакомыслию, характерных для единобожия.

Но это уже другая история.

Для критиков и критиканов: вышеизложенная версия возникновения единобожия не моя. Я только обобщил.

Вот что пишет об этом Викпедия:

Современные оценки Эхнатона

"Суть преобразований Эхнатона не вполне ясна для нашего времени. С момента открытия руин Ахетатона у современной Амарны доминирующей в египтологии была точка зрения, согласно которой новое вероучение Эхнатона было монотеистическим или очень близко к таковому подходило. Согласно этой теории, Эхнатона можно считать первой личностью в мировой истории, о которой документально известно её поклонение Единому Богу, а атонизм является древнейшим (или одним из древнейших наряду с зарождавшимся иудаизмом) монотеистических вероучений. Эта гипотеза, истоки которой лежат в трудах египтологов начала XX века, служила отправной точкой для отдельных дальнейших спекуляций, устанавливающих прямые связи между Эхнатоном и Моисеем , вплоть до их отождествления.

Среди подобных взглядов стоит упомянуть точку зрения основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда , изложенную им в работе «Моисей и монотеизм» (Moses and Monotheism) в 1939 , согласно которой Моисей был адептом религии Эхнатона, а иудаизм — результатом синкретизма атонизма и традиционной религии древних евреев. Ныне эту точку зрения отстаивает Ахмед Осман , утверждающий, между прочим, что Моисей не только идентичен Эхнатону, но ещё и является внуком Иосифа Прекрасного , отождествлённого с вельможей Юей".

А уж если такая информационная помойка, как Викпедия, об этом говорит, значит версия имеет серьёзное обоснование и широкое распространение в научных кругах.

Tags: Авторское, Не библейская история религии
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 9 comments