bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Маленькая лекция по психология для училок и не только.

Как известно всем психологам, человек ведёт себя так, как от него ожидает коллектив.
Причём, эти ожидания складываются быстро. Часто достаточно одного дня. Если начал хохмить, то всё время хохмить будешь. Если начал скандалить - аналогично.

В результате взаимной притирки в коллективе кристаллизуются типажи:
Авторитет, мудрец, бунтовщик против начальства, скандалист, хохмач, опущенный, козёл отпущения, который всегда виноват, плохишь, одиночка и т.д..

Пояснение: плохишь, это свой "негодяй". Например, тот, который всё сжирает и при этом ленив. Его все ругают, но не исторгают из кллектива и не бьют. Потому что плохишь силён и добродушен и не подл. В отличие от опущенного.

В коллективе не обязательно присутствуют все типажи. Но основные - непременно.

В школьном коллективе и вообще в любом, начальников и педагогов больше всего раздражает бунтарь. Педагог обычно всю свою энергию направляет на изничтожение бунтаря. Обычно это не удаётся. По крайней мере в школе. Ну куда его денешь такого?

Самое интересное в том, что эта великая борьба изначально бессмысленна. Как только бунтарь исчезает, тут же из коллектива вырастает новый такой типаж ему на смену. Коллектив их продуцирует, эти типажи.
Учителю легче не становится.

Так и мучается. Такова его печальная планида...

Если руководитель или педагог хочет взять коллектив под контроль, у него есть только один способ: выделить в коллективе лидеров и взять их под контроль. А прежде установить с ними неформальный контакт.
Потом с опорой на неформальных лидеров брать под контроль весь коллектив. Это не простой и не быстрый процесс. Но только так можно достичь успеха.

Если же педагог затеет извести лидеров до положения аутсайдеров, показать им, кто в классе хозяин, то в лучшем случае коллектив и педагог будут существовать в разных мирах. Педагог что то там орёт, а дети играют в крестики-нолики и обмениваются смехуёчками.

А в худьшем случае коллектив объедениться против педагога и в конце концов доведёт его до инфаркта. Если не этот коллектив, то следующий. Ибо педагог тоже находится в общем ментальном поле классного коллектива и будет вести себя так, как от него ожидают. Независимо от своего желания.

Попытка объеденить против лидеров аутсайдеров и натравить на них обречена на провал. Аутсайдеры потому и являются таковыми, что неспособны к объединению и не имеют воли к борьбе. Это не лечится.
Сашкина училка в младьших классах попробовала этот способ. Натравить на сашку семь аутсайдеров. Дескать, что вы боитесь? Соберитесь в кучу и дайте ему!

Они собрались и попробовали дать. Сашка пришёл домой довольный. "Они не смогли даже схватить меня!" - хвастал он мне.
Сашка отмутузил их всех. Они могли только плакать и ябедничать.
Именно потому они и аутсайдеры.

Потом училка натравливала на Сашку уже родителей и полицию.
Tags: Авторское, Прикладная психология, Школа
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments