bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Ликёр “шасси”, это устарело. Появились вкусные и не вкусные летающие гастрономы.

Нынешний ликер шасси.

ликер шасси

незабываемо....

Как бы смешно это не звучало, но авиация и спирт неразделимы.  В фильме ( и в жизни) спиртосодержащая техническая  жидкость была спиртоглицериновой смесью, использовавшейся в гидросистеме самолета ПЕ-2, а на современных лайнерах все гораздо более солидно.

В современный летательный аппарат заливается и заправляется энное количество различных технических жидкостей. Присутствует там и авиационный спирт. Чистый или в растворе с водой, тут уж смотря что за система. Спирт ведь кроме того, что это просто чистый алкоголь, еще обладает рядом отличных технических качеств. У него хорошие характеристики теплосъема, низкая температура замерзания, он хорошо растворяет масляные окисные отложения. А кроме того он достаточно дешев и нетоксичен (вобщем-то :-)). Можно только посетовать  на разработчиков авиационной техники, которые в этом списке не учли русский менталитет… Потому что спирт хоть и технический, но с высокой степенью очистки, так как любая авиационная аппаратура подразумевает точность и чистоту и, как следствие, теоретически может быть, так сказать, употреблен вовнутрь, что с успехом делалось и делается до сих пор практически. Ведь, если есть такое сырье, то тот или иной «ликер шасси» обязательно появится.

Цели применения спирта и его производных в авиации разнятся в соответствии с его полезными качествами. Это может быть противообледенительная система (например, истребитель МИГ-21 в различных модификациях, старые самолеты Ил-12,14, транспортник  АН-8), система кондиционирования, охлаждение электронных блоков авиационного оборудования, электрогенераторов и даже система охлаждения тормозов ( истребитель СУ-15 и СУ-7У) . Летательные аппараты тоже, конечно, разные. Есть совсем «сухие», а есть «летающие гастрономы».  Именно такое прозвище получил знаменитый самолет МИГ-25. Говорю это как очевидец, потому что имел честь проходить службу в единственном на всю Северную Группу войск (Польша) разведывательном полку, оснащенном этим типом самолета (у нас были две модификации: разведчик РБ и ударный самолет БМ).

ликер шасси

летающий гастроном

И полк имел прозвище «пьяный полк», хотя статистика по вооруженным силам говорит об обратном. Просто стереотип срабатывает. Тем не менее свой «ликер шасси» имелся дома у каждого технаря.

Вторая  эскадрилья нашего полка была укомплектована самолетами СУ-24МР. Так вот там для охлаждения электронных блоков контейнера разведывательного оборудования лазерной разведки использовалось 80 литров чистого спирта. Не на каждый полет, конечно, и не в полном обьеме, но все же… Четыре литра для охлаждения блоков радио на этом фоне уже не в счет :-). Ну и конечно протереть оптику аэрофотоаппаратов – это святое дело. Помните старый анекдот: аккуратно и то-о-онким слоем

А наш самолет МИГ-25РБ (БМ)  имел на борту 150-180 л (в зависимости от полетного задания) спиртосодержащей жидкости. Была она крепче водки, потому что разводилась пополам с водой. И название носила (и носит) хоть и не ликер шасси, но не менее колоритное: массандра. Хотя, говорят, слово это не новое и существует еще с Великой Отечественной войны, когда подобного рода жидкость применялась первоначально на самолетах американского производства «Аэрокобра». А еще массандру (Это 50% спирта) у нас именовали «жидким долларом», потому что у местного польского населения она пользовалась повышенным спросом. Кроме того существовала даже градация типа: самолет «вкусный» и «невкусный». Спиртоводяная смесь циркулируя по системам самолета неизбежно приобретата привкус металлов и герметиков этих систем, которые совсем не предназанчены для пищевых целей. И уж насколько все это удобоваримо решает потребитель :-).

Еще одна разновидность ликера шасси применялась на сверхзвуковом стратегическом ракетоносце ТУ-22. В этом случае она носила экзотическое название шпага. (Это 70% спирта. Есть ещё султыга –30% спирта и чистяк)

Спирт в том или ином виде применяется на самых разных самолетах как военной, так и гражданской авиации. Не раз были попытки заменить его чем-нибудь другим, но все они успеха не имели. Так что ликер шасси ( в его ныннешнем виде)  вряд ли потеряет свою актуальность в обозримом будущем  :-)…

Фотографии кликабельны.

Tags: Оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 23 comments