bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

О Путин, дай же нам свобооооду! И за неё нам заплатииии!

тезис

выступление К.Райкина на VII съезде Союза театральных деятелей 24 октября 2016 года
Нарушив привычный ход мероприятия, К.Райкин перевел обсуждение вопросов профессионального характера в культурно-политическую плоскость. В крайне эмоциональной форме он раскритиковал деятельность органов государственной власти, обвинив их в насаждении <<гопнической цензуры>>, в закрытии выставок и спектаклей на основании <<беззаконных, наглых и агрессивных наездов>> проплаченных групп <<якобы возмущенных и обиженных людей>>, манипулирующих понятиями <<Родина>>, <<патриотизм>>, <<высокая нравственность>>. К.Райкин заявил, что театральное сообщество должно вспомнить о цеховой солидарности, объединиться перед лицом грозящего возврата к сталинским временам и перестать делать вид, что власть - это единственный носитель нравственности и морали в государстве. По мнению К.Райкина, власть не вправе решать, какие ценности нужны народу, она <<вообще не должна вмешиваться>>.
Видеозапись выступления на съезде К.Райкина была выложена в сети Интернет, содержательные аспекты его речи активно распространялись масс- медиа, что закономерно вызвало широкую общественную дискуссию.,

Так, ряд экспертов и публицистов, отмечая острую критику советского прошлого в выступлении главного режиссера театра <<Сатирикон>>, обратили внимание на отсутствие интереса современных театральных деятелей к социальной проблематике, характерной для советского театрального искусства, отражающего нужды и чаяния простых людей. По их мнению, основным ценителем и потребителем авангардных театральных постановок сегодня, как правило, является элитарная прослойка общества, склонная к разного рода отклонениям, в том числе морального свойства.

В отдельных материалах высказано мнение, что в будущем количество <<дебоширов>> и активно протестующих граждан на выставках и спектаклях скандального характера будет неуклонно нарастать, поскольку государство не формулирует четко свою позицию в культурной сфере: каким оно видит искусство современной России, на чье творчество ориентируется, что рекомендует брать в качестве примера для подражания. В итоге понимающие люди, сталкиваясь с <<современными прочтениями>> модных авторов и режиссеров, с сожалением вспоминают упраздненные советские худсоветы.

Кроме того, следует отметить, что своеобразной реакцией на прозвучавшие в выступлении К.Райкина обвинения в адрес общественных активистов стали пикеты, организованные в ряде крупных городов (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск) с требованием прекратить навязывание пошлости в искусстве. В сети Интернет начался сбор подписей под петицией с требованием привлечь К.Райкина к ответственности за пропаганду гомосексуализма в связи со спектаклем <<Все оттенки голубого>> о нетерпимости общества к людям нетрадиционной ориентации, который вызвал акции общественного протеста и был сорван в Санкт-Петербурге.
Отдельной частью начавшейся общественной дискуссии стало опубликованное сетевыми изданиями мнение лидера мотоклуба <<Ночные волки>> А.Залдостанова (Хирурга). Он полагает, что под видом свободы <<...эти райкины хотят превратить страну в сточную канаву, по которой текли бы нечистоты>>. Позицию А.Залдостанова поддержал глава Чеченской Республики Р.Кадыров, который подчеркнул единство десятков миллионов россиян - православных христиан и мусульман в вопросах защиты нравственной чистоты. Попытка пресс-секретаря Президента РФ Д.Пескова защитить К.Райкина и побудить А.Залдостанова извиниться перед художественным руководителем театра <<Сатирикон>> за резкие высказывания

успеха не имела. Более того, информационное агентство <> в этой связи распространило точку зрения представителя уральской ячейки мотоклуба <<Ночные волки>> М.Кайгородова, который заявил, что, прежде чем <<поучать>> одного из лидеров патриотического движения России, Д.Пескову следовало бы <<выполнить прямое поручение президента и вернуть всех членов семьи на Родину, позаботиться о смене американского гражданства своих близких родственников>>. После этого, по мнению М.Кайгородова, с пресс-секретарем Президента РФ можно дискутировать по проблемам будущего России и её культурных ценностей.
Одновременно в сети Интернет распространялись материалы о наличии финансовой подоплеки в выступлении К.Райкина, особенно после сообщений о телефонном разговоре с ним В.Мединского, его извинениях перед художественным руководителем <<Сатирикона>> и обещаниях дальнейшего роста бюджетного финансирования театра. В СМИ оотмечалось, что в 2016 году государство уже увеличило смету <<Сатирикона>> на 44 млн. рублей, которая составила в целом 235 млн. против 191 млн. по первоначальному варианту. Отдельные авторы при этом не исключили возможности нецелевого использования средств госфинансирования на обеспечение деятельности коммерческих предприятий, входящих в фирму <<Райкин- Плаза>> (четырехзвездочная гостиница, ресторан, торгово-офисный центр, а также высшая школа сценического искусства).

В целом реакцию медиаресурсов и лидеров мнений, придерживающихся государственно-патриотических взглядов (газета <<Завтра>>, сетевые СМИ <<Русская народная линия>>, <<Народный журналист>>, << Континенталист>>), можно охарактеризовать как категорически выраженный протест против попыток <<зазнавшегося меньшинства>> навязать обществу свои взгляды, подменить собой государство, отнять у него регулирующие функции в области культурной политики.
Учитывая обострившийся характер дискуссии, в защиту К.Райкина выступили члены Московской Хельсинской группы во главе с Л.Алексеевой.
Телеведущий В.Познер, полностью разделяя позицию главного режиссера <<Сатирикона>>, предложил <<не обращать внимания на окрики и оговоры тех, кто почему-то считает себя голосом народа>>. Аналогичной точки зрения придерживаются такие известные деятели искусства, как М.Захаров, А.Звягинцев, А.Джигарханян, А.Макаревич, Л.Ахеджакова, Е.Миронов, Е.Писарев, С.Безруков.

Промежуточный итог общественной дискуссии подвел 5 ноября 2016 года известный российский режиссер Н.Михалков, который заявил, что не вполне понимает, в чем именно ущемили К.Райкина, поскольку никакой цензуре деятельность коллектива его театра не подвергалась и не подвергается сейчас. По словам Н.Михалкова, чтобы отличить мнимую цензуру от настоящей несвободы и научиться уважительному отношению к оскорбленным чувствам верующих, <<творческие работники>> могут рискнуть и поставить в стране, исповедующей ислам, спектакль, порочащий пророка Мухаммеда.
Таким образом, общественная реакция на выступление К.Райкина показывает, что в общественном сознании формируется запрос на новые ценностные ориентиры в области культуры. Отсутствие ясной позиции государства в вопросе культурных приоритетов не способствует укреплению социального единства, побуждает отдельных активных граждан, общественные и религиозные организации к инициативным действиям, направленным против аморальных, по их мнению, постановок, спектаклей, выставок. Попытки ряда высокопоставленных чиновников и деятелей культуры самостоятельно защитить модные инновации блокируются распространением в СМИ материалов, ставящих под сомнение их авторитет, профессиональную и деловую репутацию и главное - моральное право руководить и давать советы обществу.

Tags: Идеология
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments