bulochnikov (bulochnikov) wrote,
bulochnikov
bulochnikov

Category:

Про БМП-3. Часть 1.

Взгляд из-за брони:



ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С «ЛАСТОЧКОЙ»

Мое знакомство с БМП-3 и служба на этих машинах оказались немного нелепыми. В училище (Омское ВОКУ) нас учили на БМП-2 и БТР-80, а в войсках первой машиной, которую мне пришлось осваивать и эксплуатировать, оказалась БМП-3. Позже, в Северо-Кавказском военном округе, перешел на БМП-2, а затем пришлось воевать на БМП-1 и машинах на ее базе. Потом снова БМП-2 и, наконец, родная ласточка – «троечка».

В училище на кафедре вооружения и стрельбы нам преподавали состав вооружения БМП-3, но все по плакатам и стендам. Видеть саму машину можно было стоя в карауле в парке учебных машин да при ее выходе на полигон, когда БМП-3 проносилась мимо строя курсантов по танковой дороге. Уже тогда обращало на себя внимание то, как машина идет по неровностям – корпус буквально плывет в воздухе, и лишь опорные катки отрабатывают все ямы, выбоины и кочки.

И вот, после выпуска и первого лейтенантского отпуска, назначение в 228-й мотострелковый полк 85-й мотострелковой дивизии в Новосибирске – там состоялось мое первое личное знакомство с БМП-3. Командир роты Саша Ложкин, выпустившийся годом раньше из моего же училища, привел меня в парк боевых машин и, показав на технику, буднично произнес: «Вот эти три машины – твои. Бояться их нечего – там все просто, как три копейки». В первый раз даже несколько жутковато было подходить к этому чуду инженерной мысли, которое, по словам преподавателей в училище, было напичкано электроникой на уровне космического корабля.

Но после того, как мы вместе полазили 20-30 минут по БМП-3, все как-то незаметно встало на свои места. Правильно мудрые люди говорят: «Глаза боятся, а руки делают». Уже все тумблеры и кнопки стали нажиматься в нужной последовательности, стали понятны и просты все операции, необходимые не только для запуска двигателя, но и для перевода вооружения в боевое положение, для прицеливания и ведения огня. Половину всех манипуляций, которые на БМП-2 приходилось выполнять при помощи отвертки и специального крюка, «троечка» просто взяла на себя. Даже немного обидно стало – для чего четыре года тренировались выполнять на скорость процесс загрузки боеприпасов и заряжания орудия, для чего руки сбивали в кровь, когда надо только опустить конец ленты в приемный рукав и нажать кнопку.

По плавности хода БМП-3 на голову превосходит «двойку».

После первой встречи наступила пора работ в парке, подготовки техники к полевому выходу, в ходе которой и состоялось плотное знакомство с «ласточкой». Большим преимуществом было то, что все командиры отделений, наводчики-операторы и механики-водители не просто закончили учебное подразделение, но и были там сержантами и инструкторами. Немалую помощь в освоении техники оказывали и заводские бригады, постоянно работавшие в полку. Не буду однако подробно пересказывать историю своей службы. Перейдем к делу.

БМП-3 С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ ПРАКТИКА

Эксперты от прессы твердят: экипаж важней железа, а у БМП-3 огромный недостаток – двигатель сзади, а не спереди, как у M2 Bradley, других западных БМП или танка «Меркава», на которых двигатель является дополнительной защитой для экипажа и десанта. Можно сколь угодно рассуждать о преимуществах тяжелой БМП – уровень защиты, огневая мощь, в одном строю с танками… А, может, стоит начать от печки, от своей, русской печи? Для чего нужна БМП Российской армии? Для выполнения задач, определенных предназначением ВС РФ. Думаю, что с этим согласятся все.

Тогда давайте для начала сравнивать те условия, в которых должны выполнять задачу наши мотострелковые войска, а не Армия обороны Израиля или ВС США. В Конституции, Военной доктрине и других руководящих документах ВС РФ указано, что наша армия должна защищать страну от внешней агрессии и участвовать в контртеррористических операциях на территории РФ, а также для участия в миротворческих миссиях согласно международных договоренностей России в рамках ООН.

Следовательно, основным театром военных действий для ВС РФ, а значит и для БМП, будет являться территория России и прилегающих к ней государств. Исходя из характеристик географических зон нашей Родины, надо признать, что нам нужна именно плавающая БМП, способная без подготовки преодолевать водные преграды, а тяжелая БМП таковой быть не может.

Армии обороны Израиля на ее ТВД с малым количеством рек не нужны плавающие БМП. Пехотные (моторизованные и механизированные) части армии США имеют на вооружении БМП M2 Bradley, изначально имеющую ограниченную плавучесть. В последнее время ВС США ведут боевые действия в основном в песках, и дальнейшее ухудшение свойств M2 Bradley по самостоятельному преодолению водных преград в следствие усиления бронирования не является для них существенной проблемой.

У нас же, от Днепра и до Уссури с Амуром, вся территория лежит между водоразделами и руслами рек.

Хочу спросить у сообщества экспертов: кто из вас водил БМП-1 (БМП-2) и БМП-3? И не пробный круг по парку или по выровненной дорожке директрисы на полигоне, а хотя бы по старому разбитому танкодрому, по которому уже месяца три-четыре носились танки, БМП, МТЛБ и САУ. Даже не буду спрашивать про вождение по отрогам Терского хребта, про подъемы на «серпантины» перевала Харами и Чуйскому тракту, про грязь рисовых «чеков» под Энгель-юртом и глину под Новогрозненским и Аллероем. Кто стрелял из штатного вооружения и стрелкового оружия из десантных отделений этих машин?

Ответ предвижу один – никто.

А задаю я этот вопрос вот почему: тот, кто водил БМП с передним расположением МТО (БМП-1, БМП-2) и БМП-3, знает разницу между ними.

Если мотострелки предпочитают ехать на броне, то открытые люки десантного отделения БМП-3 превращаются в дополнительную защиту.

Любой, даже малоопытный механик-водитель знает, как «мотают» своим носом «копеечка» и «двоечка», как надо вертеть машину, чтобы она на «нырке» не поймала носом яму, а то ведь можно и амортизаторы пробить, и торсионы с балансирами раскидать вдоль дороги или вообще «поймать дельфина» – нырнуть в лужу с головой.

Пересев на БМП-3, сразу ощущаешь, что на ней центровка и балансировка, благодаря переносу двигателя в корму, резко изменились в лучшую сторону, а применение в конструкции ходовой части двойных торсионов еще больше улучшили ходовые качества машины.

Хорошая плавность хода БМП-3 облегчает жизнь не только механику-водителю, но и наводчику-оператору, которому теперь не надо искать паузу между прыжками и нырками, он может вести огонь практически в полигонных условиях, даже при движении по кочкам, ямам и ухабам. Не стабилизатором единым жив наводчик-оператор.

Еще одним доводом оппонентов БМП-3 является расположение десанта и необходимость полностью открывать верхнюю кормовую проекцию машины с высадкой десанта поверх двигателя.

Что ж, посмотрим на это с точки зрения практики.

Во-первых, десант расположен весьма комфортно для совершения длительных маршей – практически в центре масс БМП, а это означает, что мотострелков не мотает, как в БМП с передним расположением двигателя, где они располагаются на длинном конце рычага. Спросим у рядового мотострелка: «Каково, тебе, сынок, на марше в сотню километров летать в «десанте» вперемешку с вещмешками, оружием и соседями»? Кроме того, мотострелки быстро смекнули, какую пользу для себя можно извлечь из подножек, ручек и дверей с люками на корме машины. На первом же показном тактическом учении, которое мы проводили для членов военного совета округа, удивился, когда солдаты, при преодолении прохода в минно-взрывных заграждениях, не побежали за машиной по гусеничным колеям, с трудом угадываемым на сухой земле, а тут же вскочили на подножки, уцепились за ручки и проехали проходы за кормой машины, прикрываясь ее броней. Скорость преодоления минного поля оказалась в три раза выше, чем при прохождении его в пешем порядке за машиной, риск оступиться и наступить на мину снизился практически до нуля.

Во-вторых, выход через двигатель ничуть не труднее, чем через тесные кормовые дверцы или аппарель.

В-третьих, в условиях локальных конфликтов в горно-лесистой местности, например, в Чеченской республике, когда мотострелки предпочитают ехать на броне, а не внутри машины, открытые люки десантного отделения превращаются в бронеборта своеобразного открытого сверху бронекузова.

Некоторые критики БМП-3 ставят в упрек создателям машины то, что пехотинцы, выполняющие роль наводчиков курсовых пулеметов, должны высаживаться под огнем противника через верхние люки, расположенные в передней части машины.

Чтобы ответить на эту претензию, надо коснуться таких понятий, как вместимость десантного отделения, оргштатная структура (ОШС) мотострелкового отделения и тактика ведения наступательного боя.

БМП-3 создавалась в советское время под мотострелковое отделение ВС СССР. Согласно штата в него входили: командир отделения – командир боевой машины (КО-КБМ), наводчик-оператор (НО), механик-водитель (МВ), пулеметчик (П), стрелок-гранатометчик (СГ), стрелок – помощник гранатометчика (СПГ), старший стрелок и стрелок. Итого – восемь человек в составе отделения.

Чтобы курсовые ПКТ стали средством уничтожения противника, механиков-водителей надо учить стрельбе из них.

Десантное отделение свободно вмещает в себя пять человек, хотя в нем без каких-либо проблем могут расположиться и шесть десантников. Боевое отделение – два человека (КО-КБМ и НО). Отделение управления – три человека. Всего – 10 человек. Свободными остаются два места в машине.

В ВС РФ количество личного состава в мотострелковом отделении то уменьшалось, то увеличивалось, но никогда не превышало восьми человек.

Перехожу к тактике. Существуют два вида наступления – на подготовленную оборону и на неподготовленную оборону противника.

При ведении наступления на подготовленную оборону личный состав спешивается и атакует в пешем порядке при поддержке БМП.

При ведении наступления на неподготовленную оборону предусматривается ведение наступления без спешивания мотострелков.

После прорыва обороны противника – даже при нынешних взглядах на ведение боевых действий, всеми ведущими странами особое внимание уделяется опережению противника на путях отхода с задачей недопущения его организованного отступления и организации обороны на промежуточных рубежах. Вот здесь мы и будем суммировать наши ОШС и техническую вместимость с тактикой.

При наступлении на подготовленную оборону противника весь десант располагается в десантном отделении и лишь экипаж занимает свои места через верхние люки башни и отделения управления. Места наводчиков курсовых пулеметов остаются свободными, а сами курсовые пулеметы ставятся на стопора и переходят под управление механика-водителя.

Если же наступать предстоит на более слабого противника – без спешивания, то на первый план выходит огневая мощь боевой машины. Вот в этом случае и нужны курсовые ПКТ с раздельным управлением ими.

В ходе преследования противника и его опережения с выходом на промежуточные рубежи, важной характеристикой боевой машины является способность ведения огня вперед и во фланги без спешивания десанта. В данном случае курсовые пулеметы и возможность ведения огня стрелками через амбразуры становятся не менее важными, чем огонь башенной установки.

Не знаю, есть ли сейчас другие БМП, у которых имеется такая комфортная возможность вести огонь из стрелкового оружия через бортовые амбразуры, или нет, но то, что эта возможность у БМП-3 на голову выше, чем у БМП-1и БМП-2, – это точно.

Помню, как выполняли упражнение стрельб из стрелкового оружия из десантного отделения БМП-1. Было чудом, если удавалось в узенький застекленный сектор прицельно выпустить очередь в пляшущую перед глазами мишень – о ходовых качествах БМП-1 и БМП-2 я уже говорил.

Устанавливая в первый раз автомат в бойницу БМП-3, я удивился тому, что здесь нет окошка для прицеливания и наблюдения за целью. Оказалось, что в этой машине солдату нет необходимости целиться, прижимаясь к автомату, для этого предусмотрена прицельная марка в смотровом приборе стрелка ТНПО, которая двигается туда, куда поворачивается оружие мотострелка. Пятиминутное упражнение в движении, и перекрестие прицельной марки в круге прочно стало удерживаться на выбранном предмете. Сочетание двойных торсионов, задней центровки и размещения десанта в районе центра масс машины обеспечивает ведение эффективного огня без необходимости удерживать одновременно и оружие, и цель в поле зрения на одной линии с глазом.

Главный калибр БМП-3 – 100-мм орудие 2А70.

Неудобно стрелять лишь через кормовую бойницу: для того чтобы открыть из нее огонь, пулеметчику нужно проползти в туннель, в темноте на ощупь подготовить оружие к бою, после чего вести огонь в этой тесноте. Но в каких случаях понадобится стрелять через кормовую бойницу? Разве что в условиях окружения машины с десантом внутри. Другими словами, эта бойница нужна на крайний случай, когда уже будет не до тесноты и темноты.

Однако основным вооружением БМП является, конечно, орудие в башне.

Сейчас много спорят о том, какое вооружение более подходит для машин такого класса. Есть мнение, что нужно остановиться на 30-40 мм, есть мнение о необходимости усиления пушечного вооружения до 57 мм или даже об установке танковых орудий. Можно много рассуждать на эту тему, но вариант, сочетающий в себе мощное 100-мм и скорострельное 30-мм орудия, уже давно создан – это боевой модуль «Бахча».

100-мм орудие 2А70, являющееся также пусковой установкой ПТУР, имеет в своем боекомплекте осколочно-фугасные снаряды (ОФС) и противотанковые управляемые ракеты. На переключателе типа баллистики имеется положение «Р-100». Мало кто знает, что оно предназначено для осуществления воздушного подрыва снаряда на подлете к цели. Это позволяет бороться с живой силой противника, находящейся на обратных склонах высот, в оврагах, за стенками и в окопах, а также вести эффективный огонь по воздушным целям.

Для того чтобы охарактеризовать отличные характеристики системы управления огнем БМП-3, расскажу опять же случай из своей практики. Однажды, во время ночных стрельб на контрольных занятиях моему сержанту сообщили с вышки, что у него получилось два перелета за оценочный габарит (выполнялось упражнение стрельба сходу из 100-мм орудия по орудийному расчету, мишень – орудийный щит и 5 ростовых фигур). Тот обозлился на проверяющего и прямо в эфир выдал: «Третьим снарядом выношу подъемник!» Начальник полигона знал, что это значит и возопил: «Не надо!» Потом, когда поехали смотреть результаты стрельбы, выяснилось: две болванки прошили щит по центру, а третья ударила прямо под основание мишени, переломив стойку.

На БМП-3 параллельно со 100-мм орудием установлена 30-мм пушка 2А72. Она, в отличие от более известной 2А42, перезаряжается за счет длинного хода ствола. Это не только уменьшает загазованность в боевом отделении машины, но и создает больший эллипс рассеивания снарядов в полете, что позволяет более эффективно вести огонь по скоростным низколетящим воздушным целям.

Энергия этого орудия такова, что длинная очередь способна остановить на полном ходу танк Т-80. Можно представить себе, что будет внутри танка при подобном «торможении». О наличии каких-либо приборов наблюдения, целеуказания, управления стрельбой, активной защиты машины или зенитной пулеметной установки после такого «ливня» можно и не говорить – башня становится похожей на свежевыбритый череп.

Теперь о ПТРК. ПТУР на БМП-3 запускается через орудие – пусковую установку. На БМП-1 и БМП-2 с ПТРК «Фагот» или «Конкурс» для подготовки ПТУР к пуску надо было высовываться наружу, вставлять пусковой контейнер в направляющие и потом, оторвавшись от основного прицела, вести ракету к цели. В БМП-3 ракету надо лишь дослать в канал ствола, наведение осуществляется через основной блок-прицел. Единственное преимущество у предыдущих машин в сравнении с «тройкой» состоит в том, что в них была предусмотрена возможность выноса ПТРК из машины и работы с переносной пусковой установки. Это не повредило бы и БМП-3.

Через кормовую бойницу БМП-3 стрелять действительно неудобно. Но и нужна она лишь на крайний случай.

В заключение краткого обзора вооружения машины хочу остановиться на курсовых пулеметах ПКТ.

Да, механику-водителю проблемно управлять машиной и вести прицельный огонь из пулеметов в ходе боя, но на остальных машинах и этой возможности нет. Сколько раз бывало так, что механик-водитель видит цель, а стрелки в цепи ее не наблюдают, в то время как наводчик–оператор занят уничтожением другой цели, так что – оставить противника необстрелянным? Даже просто очередь в направлении цели – это уже целеуказание, а также срыв прицельного ведения огня противником. Не так-то просто спокойно прицелиться, когда по тебе два пулемета стреляют.

Однако два курсовых ПКТ – это не просто средство психологического воздействия на противника, а в первую очередь средство его уничтожения. Механиков-водителей надо учить стрельбе из курсовых пулеметов. Следовательно, надо вводить в программу обучения и в курс стрельб соответствующие упражнения и вырабатывать методику обучения такой стрельбе.

Вернемся теперь к вопросу компоновки БМП-3 и попробуем разобраться, насколько сильно влияет переднее расположение двигателя на уровень защиты экипажа и десанта.

У БМП-3 в носовой части расположен топливный бак с перегородками и поплавками, гасящими колебания топлива, протектированные стенки которого воспрещают его детонацию. Этот бак, в случае пробития брони, примет на себя все, что прилетело спереди в машину.

Если вместо топливного бака разместить двигатель и защищать экипаж его ценой, насколько это продлит жизнь людей? Машина, потерявшая вследствие попадания в двигатель подвижность и электроснабжение всех цепей питания приборов и управления вооружением, обречена жить на поле боя всего несколько секунд.

БМП-3 с пробитым топливным баком, пусть даже потерян кто-то из членов экипажа, сможет и за себя постоять, и выйти из-под удара, и закрыть дымами себя и свой десант. Именно повышение живучести БМП, ее способность продолжать «огрызаться» до последнего позволяют сохранить жизни людей, а не сомнительный выигрыш нескольких секунд ценою жизни машины.

Окончание в части 2


Tags: Оружие
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment